«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
12:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
13:10
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Марина Лошак: «Любой музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка»



18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев. Впервые этот праздник появился в календаре в 1977 году благодаря Ирине Александровне Антоновой, бывшему директору, а ныне — президенту ГМИИ им. А. С. Пушкина, и год от года он становится все более популярным. Важнейшая задача музеев состоит в том, чтобы собирать и бережно хранить памятники материальной и духовной культуры, а также воспитывать, образовывать и развивать своих посетителей, заметим, любого возраста. Впервые решив приобщить ребенка к искусству, родители часто боятся, что в музее малышу будет скучно, он начнет шуметь и плохо себя вести. Как подготовиться к первому визиту и что интересного можно найти в современных музеях для всей семьи «О!» рассказала действующий директор Пушкинского музея, искусствовед Марина Девовна Лошак.

Когда впервые стоит привести ребенка в музей

Как только ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, его можно вести в музей. И даже нести, если он еще не ходит. Музей — это место, куда можно ходить всю жизнь, постоянно открывая для себя что-то новое. А вот занятия в нашем музее могут посещать дети с 5 лет. С этого возраста ребенок способен воспринимать информацию, пусть и поданную в игровой форме, вступать в диалог со специалистом, ведущим занятие.

Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан хотеть его посетить. Поэтому нужно придумать, зачем он туда пойдет. Поводов масса: хотя бы увидеть мамину любимую картину; это уже очень веская причина для ребенка. Ну, а если предварительно почитать мифы Древней Греции, поводов становится в разы больше: кто откажется познакомиться с главным олимпийским богом Зевсом или чудовищем Медузой Горгоной, которую все боялись?

Как превратить семейную экскурсию в увлекательное путешествие

Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, даже придуманная вами, будет хороша. Придумайте, например, историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Заинтересовать ребенка можно самим путешествием в музей — это уже достаточная мотивация.

Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть. Если нам удалось сделать первое посещение музея приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще дополнить пищу духовную пищей физической: съесть что-то любимое в кафе, можно быть уверенным, что ребенок захочет прийти сюда еще и еще.

Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали «образовываться». А как лучше изучать экспозицию, с экскурсоводом или самостоятельно, это зависит от индивидуальных особенностей вас и вашего ребенка. Вы его знаете лучше, чем кто-либо: сможете сами сделать поход увлекательным — прекрасно. Чувствуете, что не хватит изобретательности — доверьтесь специалистам.

Что взрослым отвечать на детские вопросы

В музей приходят не только знатоки. Это в дореволюционном Эрмитаже не было этикеток, а если были — то на французском языке. Теперь все по-другому. Каждый экспонат снабжен этикеткой, а зал — экспликацией. В некоторых залах висят плазменные панели, на которых демонстрируются короткие фильмы по теме экспозиции. Наконец, можно купить путеводители по музею. И для самых маленьких — «Азбука музея», и издания для детей постарше. Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда показывают на совсем незначительные вещи и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.

В музее часто можно увидеть обнаженные фигуры. Надо сказать, что очень редко детей смущает нагота статуи или живописного изображения. Они интуитивно и очень быстро принимают «правила игры». Раз человек изображен без одежды, значит так надо. Он ведь жил не сейчас, а в древности. И вообще это древний бог, богиня или герой. Да, это способ героизации, способ показать совершенство. В древности считали, что красота внешняя, физическая, связана с красотой души, внутренней красотой. Показывая прекрасное тело, художник рассказывает о силе и мужестве своего героя или о женственности, доброте героини.

О разнице между современным и традиционным подходом

Современные музеи все стремятся к интерактивности. Это хорошо. В художественных музеях, конечно, существует больше ограничений, так как они хранят сокровища человеческой культуры. В этом их неповторимость, их особенность, которая тоже может стать привлекательной, если ее правильно обыграть.

Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, какое шитье искусное. «Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?». Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.

Для некоторых взрослых может показаться примитивным такой подход: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие «музейные прятки».

Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: «путешествие» по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.

А тем взрослым, которые до сих пор считают, что музеи — это пыльные и скучные залы, и детям там совершенно не место мы не будем возражать. Мы приглашаем посетить любой музей и убедиться, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.

О технологиях в музейном пространстве

Их множество. Можно скачать экскурсию на платформе «izi.travel», можно взять аудиогид, путеводитель, игру-путеводитель («На раскопки в Египет»), посмотреть фильмы, демонстрирующиеся на плазменных панелях. Во многих музеях есть игровые зоны, связанные с экспозицией.

О своих любимых детских музеях

Если речь идет о том, куда пойти с ребенком, то есть множество увлекательных и очень разных музеев: Музей воды в Санкт-Петербурге, Дарвиновский музей в Москве, музей Астрид Линдгрен в Стокгольме, Швеция. В отличие от художественных музеев, туда можно ходить всем и без всякой подготовки. Художественный вкус редко бывает врожденным, он воспитывается. Дело это не быстрое, но результат стоит затраченных сил и времени. Человек открывает для себя дополнительный источник впечатлений, который наполняет жизнь яркими красками.

Читайте также:

Телеканал «О!» приглашает на «Ночь в музее»

Записала Маша Пчёлкина

Фото: скриншоты программы «Мой музей»

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти