Ребенок забыл ваше поручение, записать домашнее задание или зонтик в машине? Причины таких оплошностей многочисленны: иногда они могут свидетельствовать о серьезном заболевании, но в большинстве случаев проблема заключается в незрелости его нервной системы.
Мозг развивается неравномерно
Когнитивные способности, такие как внимание и память, развиваются постепенно: по мере взросления дети становятся более внимательными и сосредоточенными.
Рост мозга ребенка в раннем детстве (первые два-три года жизни) очень стремительный: его объем составляет от 25% до 75% от будущего объема мозга взрослого человека. Однако, не все его участки развиваются с той же скоростью, особенно те, которые отвечают за память.
Дети помнят частично
Одно интересное исследование, проведенное в Университете штата Огайо, показало, что у детей плохая эпизодическая память, которая, вдобавок, развивается преимущественно к 7 годам. Она включает в себя не только факты о каком-то событии, но время и место, где оно произошло.
То есть маленькие дети легко запоминают ситуации, в которых они побывали, но не могут сходу вспомнить их место во времени и пространстве.
В ходе эксперимента ученый работал с детьми 4−7 лет и попарно показывал им различные предметы, одни из которых находились внутри красного кукольного домика, другие — внутри синего.
Малыши должны были не только запомнить эти предметы, но и где именно они были показаны. В результате выяснилось, что дети без труда запомнили вещи, которые им демонстрировали, но забыли контекст (то, что их окружало: синий и красный домики).
Эти результаты говорят о том, что взрослым следует пересмотреть свои ожидания и требования в отношении детской памяти.
Например, ребенок может помнить, что занятия по рисованию и танцам в расписании стоят после обеда, но, скорее всего забудет, что они повторяются в это время еженедельно, каждый вторник. Чтобы вспомнить такие детали, нужна более сложная структура этого когнитивного процесса, которая разовьется только к 7 годам.
Мы должны учитывать, что память — не просто хранилище информации, которое работает в автоматическом режиме, а сложный процесс, на формирование которого требуется определенное время.
Мы можем помочь нашему мозгу в этот период: необходимо укреплять и тренировать свою способность запоминать различные предметы и их свойства во времени и пространстве. Поскольку дети не задумываются об этом, нужна инициатива и помощь взрослых.
В следующий раз, когда ваш малыш что-то забудет, не волнуйтесь, будьте терпеливы и просто помогите ребенку укрепить свою память, есть множество способов сделать это в увлекательной игровой форме.
Читайте также:
Кем станут наши дети, когда вырастут: отвечает Алена Владимирская
Ученые обнаружили гены, влияющие на интеллект
Текст: Дарья Дудкина
Фото: altanaka/Shutterstock.com