«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера



Современные родители часто обеспокоены тем, какую информацию и откуда получает ребенок. Сложился стереотип, что «телевизор — это зло», можно найти много исследований о том, что дети, воспитывающиеся «перед экраном», отстают в речевом, познавательном и даже двигательном развитии. Но дело чаще не в самом телевизоре, а в том, как дети его смотрят. О ситуациях, в которых мультики приносят пользу, а не вред, рассказывают психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития
Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

На вопрос «сколько времени можно смотреть телевизор детям?» ясно отвечает Всемирная организация здравоохранения, есть конкретные рекомендации:

  • дошкольники — до 30 минут в день;
  • младшие школьники — до 1 часа
  • старшие — до 3 часов.

Когда количество времени выходит за эти рамки, можно говорить о рисках не только для фантазии, но и для здоровья детей. И если с часами и минутами все более-менее понятно, то с качеством контента, а также со способами взаимодействия детей (и родителей!) с тв-продуктом все сложнее.

Ребенок копирует модели поведения, которые видит вокруг себя — родителей, друзей из группы детского сада, героев мультфильмов, игр и книг. Можно сказать, что мир наполнен «готовыми образами», но каждый малыш по-своему соединяет и трансформирует их. Он повторяет в играх те из них, которые наиболее важны для него, отражают эмоции, потребности, актуальную ситуацию развития. Развитие страдает, когда ребенок остаётся с телевизором один на один, мультиками все начинается и заканчивается. Важно помнить, что телевизор не может заменить игру и общение, но может дать идеи для игровых сюжетов и творчества. Образы и истории в мультиках — яркие, гипертрофированные, полярные в системе «добро-зло», а потому — понятные детям. Хорошо, когда после просмотра мультфильма можно поиграть в него, именно поэтому так популярны игрушки-персонажи. А ещё можно нарисовать или слепить героев, или просто обсудить, что ребенку понравилось, а что нет, и бывает ли такое в его жизни. Можно узнать о своих детях много важного!

Бывает так, что ребенок «зацикливается» на конкретной истории или герое, и это вызывает беспокойство у взрослых. Но происходит это не потому, что мультфильм «зомбирующий», а потому что сюжет или особенности героя как-то отражают происходящее во внутреннем мире ребенка, задачи его развития или конфликты. Психика выбирает то, что ей необходимо в данный момент. Если ребенок осваивает собственную агрессивность, например, то динозавры или монстры могут стать его кумирами надолго.

Иногда в мультфильмах отражены ситуации, которые сложны для ребенка, но их нужно принять и освоить. Например, мультики про детский сад, разлуку с родителями, ссоры на детской площадке, поход к врачу, рождение малыша в семье. Благодаря им у ребенка есть возможность увидеть, что в жизни так бывает и это происходит не только с ним, с этим можно справиться.

Не надо забывать о том, что телевидение для детей — это не только мультики, это ещё и познавательные программы, которые выполняют функции воспитателя, педагога. В них может рассказываться что-то о мире, и часто бывает «выход в реальность» — возможность повторить научный эксперимент или сделать творческую работу. Главное условие здорового взаимодействия с телевидением — это работа не вместо взрослого, а вместе с ним. Тогда с фантазией проблем точно не будет.

Читайте также:

4 причины, почему телевидение лучше Интернета

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева

Фото: nd3000/LuckyImages/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти