Современные родители часто обеспокоены тем, какую информацию и откуда получает ребенок. Сложился стереотип, что «телевизор — это зло», можно найти много исследований о том, что дети, воспитывающиеся «перед экраном», отстают в речевом, познавательном и даже двигательном развитии. Но дело чаще не в самом телевизоре, а в том, как дети его смотрят. О ситуациях, в которых мультики приносят пользу, а не вред, рассказывают психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.
На вопрос «сколько времени можно смотреть телевизор детям?» ясно отвечает Всемирная организация здравоохранения, есть конкретные рекомендации:
- дошкольники — до 30 минут в день;
- младшие школьники — до 1 часа
- старшие — до 3 часов.
Когда количество времени выходит за эти рамки, можно говорить о рисках не только для фантазии, но и для здоровья детей. И если с часами и минутами все более-менее понятно, то с качеством контента, а также со способами взаимодействия детей (и родителей!) с тв-продуктом все сложнее.
Ребенок копирует модели поведения, которые видит вокруг себя — родителей, друзей из группы детского сада, героев мультфильмов, игр и книг. Можно сказать, что мир наполнен «готовыми образами», но каждый малыш по-своему соединяет и трансформирует их. Он повторяет в играх те из них, которые наиболее важны для него, отражают эмоции, потребности, актуальную ситуацию развития. Развитие страдает, когда ребенок остаётся с телевизором один на один, мультиками все начинается и заканчивается. Важно помнить, что телевизор не может заменить игру и общение, но может дать идеи для игровых сюжетов и творчества. Образы и истории в мультиках — яркие, гипертрофированные, полярные в системе «добро-зло», а потому — понятные детям. Хорошо, когда после просмотра мультфильма можно поиграть в него, именно поэтому так популярны игрушки-персонажи. А ещё можно нарисовать или слепить героев, или просто обсудить, что ребенку понравилось, а что нет, и бывает ли такое в его жизни. Можно узнать о своих детях много важного!
Бывает так, что ребенок «зацикливается» на конкретной истории или герое, и это вызывает беспокойство у взрослых. Но происходит это не потому, что мультфильм «зомбирующий», а потому что сюжет или особенности героя как-то отражают происходящее во внутреннем мире ребенка, задачи его развития или конфликты. Психика выбирает то, что ей необходимо в данный момент. Если ребенок осваивает собственную агрессивность, например, то динозавры или монстры могут стать его кумирами надолго.
Иногда в мультфильмах отражены ситуации, которые сложны для ребенка, но их нужно принять и освоить. Например, мультики про детский сад, разлуку с родителями, ссоры на детской площадке, поход к врачу, рождение малыша в семье. Благодаря им у ребенка есть возможность увидеть, что в жизни так бывает и это происходит не только с ним, с этим можно справиться.
Не надо забывать о том, что телевидение для детей — это не только мультики, это ещё и познавательные программы, которые выполняют функции воспитателя, педагога. В них может рассказываться что-то о мире, и часто бывает «выход в реальность» — возможность повторить научный эксперимент или сделать творческую работу. Главное условие здорового взаимодействия с телевидением — это работа не вместо взрослого, а вместе с ним. Тогда с фантазией проблем точно не будет.
Читайте также:
4 причины, почему телевидение лучше Интернета
Личный опыт: мой ребенок учится в Англии
Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева
Фото: nd3000/LuckyImages/Shutterstock.com