«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»

Личный опыт: мой ребенок учится в Италии



«О!» продолжает путешествовать по миру и собирать рассказы родителей о том, как устроены школы и детские садики в разных странах. Сегодня вместе с мамой маленькой Валери, Асей Емельяновой, мы отправляемся в Италию!

Ася Емельянова
Ася Емельянова

Меня зовут Ася, мне 38 лет. Я мама полуторагодовалой девочки Валери, которая родилась в Италии по большой любви, что поставило меня в весьма затруднительную ситуацию. Таким мамам как я, которые находятся за границей в длительной служебной командировке, романы с иностранцами заводить и некогда, и бессмысленно – рано или поздно нужно возвращаться домой. Но рождение Валери сильно изменило все мои жизненные планы. Мне очень хотелось, чтобы она росла и училась здесь, в Италии, свободно говорила и писала на двух языках.

Как устроены ясли в Италии

Я отдала Валери в частные ясли 1 мая, когда ей исполнилось 15 месяцев. Решение было принято экстренно, в воспитательных целях – в районе где мы живем маленьких детей нет совсем. На прогулках при виде сверстников Валери стала проявлять признаки беспокойства, и мы решили, что социализация пойдет ей на пользу. Кроме того, бабушке, которая приехала из России помогать нам с ребенком, стало сложно справляться одной – я в постоянных командировках, папа на работе допоздна.

Частные ясли в Италии – явление распространенное. В каждом третьем доме есть квартира, переделанная в мини-сад, все они небольшие, уютные, правда, без кроватей. В связи с отсутствием места – дети спят на матах или матрасах, которые достают из кладовки, когда приходит время тихого часа. Я привожу Валери к 9 утра и забираю в 15:30. Это удовольствие стоит мне по-дружески 350 евро в месяц. Есть и другой график – с 7:30 до 17:30, но это обойдется дороже – 450 евро. 

Почти та же система и то же расписание и в государственных яслях. Слово «почти» очень важное, потому что государственное в Италии, как и в России –  масштабное (я имею ввиду структуры и здания), окостеневшее и малоэластичное. Например, опоздание мамы на 10 минут утром грозит вам наказанием в виде часа ожидания за забором и не очень хорошим отношением в принципе.

Как попасть в государственный садик

Через три месяца Валерка перейдет в лучший в районе государственный ясли-сад «Волшебная страница». Иду я на это добровольно, из-за собственного упрямства. Муж, а с ним и добрая половина Рима твердили мне, что попасть в этот садик просто невозможно, что машины, присваивающие баллы за все позиции в электронной анкете, безжалостны к итальянцам, хорошо зарабатывающим иностранцам, да и вообще, просто безжалостны. А я подала и выиграла.

По мнению римской мэрии, шансы Валери оказались выше других, потому что оба родителя работают полный день – это 40 баллов (и с этими баллами к финишу приходят все), но у нас на балансе есть еще один ребенок от первого брака мужа, а это 3 дополнительных балла, и моя работа, в основном за границей, что добавило нам еще 3 решающих балла. Они-то и дают мне право на место в детском саду.

С одной стороны – это прекрасно, потому что это – одна из лучших в Риме структур, с другой – Валери уже привыкла, проплакала свои законные две недели во время адаптации в частных яслях и обожает своих воспитательниц. Но мы с мужем решили, что раз уж нас взяли, то придется плакать еще раз, потому что после яслей надо будет искать еще один детский сад, потом начальную школу, а тут все в одном флаконе.

Как проходит адаптация

Теперь подробнее про ту самую адаптацию. Учебный год начинается 15 сентября и государство, а в нашем случае – директор частных яслей, дает две недели на постепенное погружение. На первую неделю лучше брать отпуск, потому что в лучшем случае вы будете оставлять ребенка на часик, успевать пробежаться по магазинам в округе и по первому звонку мчаться назад. В худшем – играть в кубики вместе с ребенком в группе. Есть еще и мой вариант – я сидела в машине, припаркованной рядом с садиком, потому что каждые полчаса мне звонила воспитательница.

Классическое погружение – это возможность провести по часу в первые три дня в группе вместе с мамой. Валерка участвовала во всех мероприятиях и играх, но каждые пять минут искала меня взглядом, подбегала и мгновенно залезала на ручки. На четвертый день я исчезла из группы незаметно и вернулась только через час. В конце первой недели попрощалась с ребенком в дверях и вышла. Рев стоял на всю округу. Все это происходило, конечно, не по моей инициативе.

Воспитатели внимательно смотрели за состоянием ребенка. Лерой занималась специальная девушка-куратор, которой я передавала дочь с рук на руки. Она находилась с ней рядом весь адаптационный период. По окончании адаптации, несмотря на то, что в яслях на 30 детей всего 4 взрослых, воспитательница Лерой заниматься не перестала и осталась, конечно, любимой.

Чем дети занимаются в течение дня

Каждое утро в муниципалитет уходит факс, в котором написано, сколько детей заболело и сколько пришло, и, если вдруг это необходимо, мэрия направляет воспитательнице помощника. В яслях есть три группы детей: от 6 месяцев до года, от года до двух лет, и самая старшая – от двух до трех. Малыши без помощи персонала есть не могут, вот почему государство внимательно следит за количеством воспитателей и качеством услуг.

Расписание в яслях примерно следующее:

  • 8:00 – сбор детей и игры
  • 9:00 – второй завтрак. Дети сами накрывают на стол и выбирают с кем сидеть. Все весело, непринужденно, с шутками, прибаутками и специальным гостем – к нам в группу регулярно приходит шериф с проверкой. На столе печенье, фрукты, молоко, бисквит с повидлом.
  • 9:30 – игры и прогулка. В наших яслях есть программы «Сад и огород» и «Музыка». Когда Валери приходит из яслей в приличном виде я понимаю, что огорода сегодня не было.
  • 11:30 – мытье рук и обед
  • 12:30 – замена памперсов и подготовка к тихому часу
  • 13:00-15:00 – тихий час
  • 15:15 – меренда, то есть, полдник – фрукты, печенье
  • В 15:30 – детей забирают родители

Чем кормят в садике

Чем меньше во мне русскости, тем меньше становится и вопросов к режиму питания детей в Италии. Во-первых, обед здесь слишком рано с моей точки зрения: пять раз в неделю он приходится на 11.30, а в выходные семья садится за стол на два часа позже. Это очень тяжело и негуманно, ребенок засыпает прямо носом в тарелке. А уж если мы решаем поесть за городом – это настоящая проблема. Правда, в Италии совершенно несерьезное отношение к завтраку, поэтому и обед получается таким ранним.

У мамы всегда есть возможность узнать, что, как и в каком объеме сегодня ел ребенок. В каждом семестре нам выдают понедельное меню. К примеру, сегодня Валерка ела пасту аль песто, рыбные палочки и фрукты, а вчера – вареную ветчину, пасту с помидором и рикоттой и фрукты. Завтра у нее будет омлет с овощами, котлетки с соусом и фрукты. Забирая ребенка, я всегда бросаю взгляд на листочек у входа: «Ага, Валери Мариани, первое блюдо – съела все, второе – все, гарнир – половина. Замена памперса – 2 раза». Ну и, само собой, нянечка всегда шепнет как там «большие» дела протекали.

Как родители участвуют в жизни группы

Дети в Италии – это святое, поэтому семью, с ее согласия, погружают в ясельные дела по полной программе: начиная от родительского чата с фотографиями (само собой, нужно подписать специальную бумагу, что вы не против того, чтобы ребенка фотографировали) и заканчивая совместными лабораториями по изготовлению поделок. Папы помогают делать подарки перед днем мамы, мамы приходят в группу перед днем пап, а что касается сопровождения детей на экскурсиях, то у нас есть целая родительская очередь из желающих. В общем, такое ощущение, что работать никто не должен. И знаете, это прекрасно!

Больше всего мне нравится, что в Италии все проблемы и трудности твоего ребенка можно обсуждать хоть каждый день на официально запрошенных встречах с воспитателями. Здесь все прозрачно и открыто – в частных садах в группах стоят видеокамеры, так что родители могут в течение всего дня наблюдать за тем, чем занимаются дети. Так что я отвожу ребенка и могу работать. Мне спокойно и это главное. 

 

 

Читайте также:

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

7 важных вопросов к Тутте Ларсен

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

 

Текст: Ася Емельянова

Фото: kikovic/DeeMPhotography/Photographee.eu/Oksana Kuzmina/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти