Эмоциональный интеллект (EI) сегодня обсуждают все кому не лень, хотя раньше мы обходились без него и были счастливы. Что изменилось? Зачем он нужен современным детям и родителям? Об этом «О!» рассказала психолог и автор серии книг издательства «ЭКСМО» Виктория Шиманская.
Что такое эмоциональный интеллект
Попробуйте вспомнить: наверняка у вас были ситуации, когда внутренняя буря чувств и переживаний (не важно, радостных или грустных) серьезно навредила вам в работе или личной жизни. Так вот EI как раз об этом: это способность понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, распознавать намерения и мотивацию окружающих, чтобы эффективно решать какие-либо задачи, достигать цели и строить гармоничные отношения с окружающими. Если вы сможете «обуздать» свои эмоции, то получите доступ к мощному ресурсу сил и энергии.
EI состоит из четырех элементов
Самосознание — это объективное понимание своих эмоций и их полное принятие.
Самоконтроль — способность управлять своим эмоциональным состоянием, настроением, чувствами так, чтобы они способствовали достижению поставленных целей.
Эмпатия — понимание чувств, настроения и эмоций окружающих людей, что помогает выстраивать комфортные отношения.
Социальные навыки — умение найти свое место в обществе, способность налаживать контакты и поддерживать их.
EI и навыки будущего
Уже доказано, что именно эмоциональная зрелость влияет на успешность человека практически во всех сферах жизни. Наверное вы слышали о «профессиях будущего» и что в ближайшие 10 лет поменяется до 50% из существующих специальностей. Будут востребованы те профессии, которые связаны с «навыками будущего», то есть с умением взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на информации, быть более гибким, погружаться в проблему, аналитически мыслить, понимать эмоциональное состояние других людей, работать в команде. Как видно, EI тоже входит в эти навыки.
Как родители влияют на EI детей
Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».
Родители смогут вырастить из детей эмоционально зрелую личность, если начнут с себя: высокий коэффициент развития эмоционального интеллекта (EQ) поможет им понять, что чувствует их ребенок, почему он переживает, правильно и вовремя реагировать на это и создать условия для его гармоничного развития. Вспомните известное высказывание: «жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы к этому относимся».
Как связаны EQ и IQ?
EQ и IQ — не противопоставляются, а развиваются параллельно. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше учатся в школе, легче находят общий язык с окружающими и уже в малом возрасте являются более успешными и счастливыми.
Эмоциональный фон — ключевой фактор интеллектуального развития, благодатная почва, на которой остальные таланты ребенка и знания, которые мы хотим до него донести, эффективно прорастают. Наглядно это можно представить в виде клевера: он показывает, какие этапы нужно пройти малышу, чтобы раскрыть все свои возможности.
Именно на этих пяти шагах основана методика развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков». Поскольку самым естественным и эффективным способом познания мира для детей является игра, главными героями курсов и книги стали сказочные персонажи «Монсики», которые расскажут, что такое эмоции и как с ними дружить.
Признаки того, что у ребенка низкий EI
Обычно малышу тяжело знакомиться и общаться с другими людьми, он пассивен или, наоборот, агрессивен, плохо засыпает из-за напряженного состояния, не умеет расслабляться, не понимает эмоции своих родителей, эмпатия не развита, есть признаки депрессии, замкнутости, закомплексованности, ребенок может долго пребывать в своей истерике.
Как и когда развивать EI
До 2−3х лет важным опытом в эмоциональном развитии являются отношения с мамой. Ее любовь — основа здорового психологического развития ребенка. Родители на первых этапах могут развивать EI по-разному, главное — вытащить на поверхность то, что вы чувствуете, понять и рассмотреть все это поближе. Рисуйте свои эмоции, лепите их из пластилина, рассказывайте про них сказки, учитесь говорить с ребенком по формуле: «я чувствую, потому что хочу…». Например: «я чувствую грусть, потому что мне нужно идти на работу, а тебе — остаться в садике, но я так хотела бы больше времени проводить вместе!». Проговаривайте все, что у вас внутри и помогите сделать то же самое ребенку: назовите эмоцию, объясните причину ее возникновения и что ощущать ее — это нормально. Например, «Ты злишься, что у тебя отобрали игрушку?» или «Я расстраиваюсь, когда ты не убираешь за собой свои вещи».
Также очень важно отделить малыша от того, что он чувствует и объяснить, что он сам — это не его эмоция. Дети думают так: если мне грустно, значит я — это и есть грусть. Чтобы мне избавиться от грусти, мне нужно избавиться от себя.
Читайте также:
6 причин, почему наши дети не любят читать
Задержка речевого развития: почему молчит ребенок
Фото: ok_kate/Oksana Mizina/Skolova/Volodymyr Tverdokhlib/Shutterstock.com