Что входит в понятие «быть добрым»? Эмпатия и внимание, умение проявлять сочувствие и великодушие, справедливость. Что бы это ни значило для вас, важно воспитывать это в своих детях с раннего возраста, чтобы они научились быть добрыми не только к своим близким, но и ко всем, кто встречается им на пути. Такой ребенок вряд ли присоединится к буллингу, или спровоцирует драку, или будет жесток к другим детям.
Еще до того, как ребенок достаточно подрастет, чтобы сознательно совершать добрые поступки, работает эмпатия, заложенная в нем с рождения: система зеркальных нейронов помогает нам интуитивно чувствовать то, что чувствуют другие. Вот почему двухлетний ребенок может расплакаться, увидев, как другой малыш упал. Если эмпатия — это понимание, то сочувствие — это действие в соответствии с этим пониманием. Способность к этому у детей развивается несколько позже, ближе к четырем годам. А в пять лет уже можно учить ребенка принципу «Мы относимся к другим людям так, как хотели бы, чтобы относились к нам». И лучше не в виде директив, а предлагая подумать: «Посмотри на Машу, как ты думаешь — ей нравится, что ты кидаешь в ее сторону шишки?». Постепенно формирующаяся привычка ставить себя на место другого впоследствии поможет ребенку понять, что с проголодавшимся другом надо поделиться бутебродом, маме помочь донести до квартиры тяжелый пакет, а младшей сестре — спуститься с высокой ступеньки.
Американский детский психолог Ричард Вайсборд (Школа Педагогики Гарвардского университета) уверен, что дети не рождаются просто «хорошими» или «плохими», именно взрослые помогают им научиться проявлять благодарность, заботу, эмпатию, уважение и ответственность. Чтобы это получилось, он советует придерживаться в воспитании некоторых стратегий.
Эмпатия
Часто родители склонны обращать больше внимания на достижения и успехи детей, а не на то, как они относятся к другим — и близким, и просто знакомым. Но детям важно научиться находить баланс между своими потребностями и потребностями других людей: уметь уступать, или, например, считаться с интересами своей команды, суметь защитить друга, замечать, когда близким требуется помощь, выполнять свои обязательства, даже если это не так легко.
• Следите за тем, чтобы дети всегда обращались со старшими и близкими уважительно, даже если у них плохое настроение или они очень устали.
• Общаясь с воспитателями, учителями или тренерами ребенка, делайте акцент не только на его успехах, поведении или амбициях, но и на том, как он общается с другими детьми, какое место занимает в коллективе.
Важность благодарности
Хотя, конечно, по сути дети заслуживают от родителей безусловной любви, им важно научиться заботиться о других и выражать благодарность тем, кто заботится о них. Исследования показывают, что люди, имеющие такую привычку, чаще строят с окружающими крепкие отношения, а также с большей вероятностью будут счастливыми и здоровыми.
Научиться быть заботливым — все равно что научиться играть на музыкальном инструменте: просто нужны регулярные тренировки.
- • Не стоит бурно благодарить ребенка каждый раз, когда он помогает по хозяйству — например, если он убрал со стола. Домашними делами ежедневно занимаются все члены семьи просто потому, что это общий дом, и все о нем заботятся в меру своих сил и возможностей. Но при этом необычные добрые дела обязательно должны быть отмечены и вознаграждены!
- • Обсуждайте с ребенком те проявления заботы или, наоборот, безразличия, справедливости и несправедливости, которые он замечает в жизни, в книгах, по телевизору, в мультфильмах. Спрашивайте, что он думает по поводу тех или иных поступков, как можно было бы сделать, что сказать.
- • Сделайте благодарность ежедневным семейным ритуалом: говорите друг другу спасибо после еды, при помощи в делах, за любые эмоциональные вклады.
Широкий круг контактов
Многим детям легко проявлять доброту в узком кругу своих родных и друзей. Наша задача — помочь научиться заботиться и о ком-то вне этого круга, например, о новичке в классе, которому нужна поддержка в адаптации, о ком-то, кто плохо говорит на нашем языке, пожилой соседке, о животных.
Как это сделать? Помогать ребенку обращать внимание на то, что происходит вокруг, рассматривать множество точек зрения людей, с которыми он ежедневно взаимодействует. в том числе и учиться учитывать чужие интересы: например, если ребенок хочет уйти из своей спортивной команды или отказаться участвовать в спектакле — как это отразится на других участниках?
- • Убедитесь, что дети ведут себя вежливо и дружелюбно со всеми, с кем контактируют: и с няней, и с таксистом, и с официантом в кафе.
- • Поощряйте детей заботиться о тех, кто находится в уязвимом положении: например, утешить одноклассника, которого дразнили.
Пример семьи
Чтобы дети научились проявлять доброту, они должны сами постоянно получать опыт доброго отношения, расти в теплой атмосфкере. Дети усваивают этические ценности, наблюдая за действиями взрослых, которых они уважают. Они также учатся, с помощью родителей размышляя над этическими дилеммами, например: «Должен ли я пригласить на свой день рождения новую соседку, если она не нравится моему лучшему другу?», «Могу ли я рассказать учительнице, что одноклассник обидел девочку, или другие будут считать меня ябедой?». Быть моральным образцом для подражания совсем не означает, что нам всегда нужно быть идеальными. Чтобы наши дети уважали нас и доверяли нам, мы должны признать свои ошибки и недостатки (это тоже проявление доброты, но не к другим, а к самому себе). Не менее важно — уважать детей и прислушиваться к их мнению: так мы показываем им, какого поведения ждем от них.
- Делайте для детей что-то приятное без всякой причины: мелкие знаки внимания укрепляют отношения. Поделитесь последним в пачке печеньем, удивите, купив внепланово что-то желанное, помогите с решением какой-нибудь непростой проблемы. Тут можно прочитать про другие способы укрепить связь и выразить любовь и поддержку в семье.
- Следите за тем, как вы себя ведете дома: дети мгновенно копируют поведение родителей. Если, например, папа во время видеоигры комментирует «Так тебе и надо!», ребенок запомнит это и будет использовать. Даже ваш стиль вождения машины может помочь: пропускайте других водителей, не проявляйте агрессии.
- Объясните ребенку, что такое благотворительность и зачем она нужна, привлекайте его к участию. Например, в этих благотворительных проектах можно принять участие вместе с детьми, а каждую осень проходит акция «Дети вместо цветов».
Важно напоминать и себе и детям, что иногда быть добрым очень непросто! Уступить младшему брату, который никак не перестанет вопить, может быть сложно. Может быть страшно заступиться за друга или одноклассника, которого обижают другие, может быть неловко выражать поддержку человеку, который очень грустит, или трудно понять, как вести себя с людьми с ограниченными возможностями, физическими или ментальными. Все, что мы можем сделать, это мягко научить детей помнить, что могут чувствовать другие люди. Доброта — как мышца: чем больше мы тренируемся, тем легче нам это делать.
Читайте также:
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
«Скажи спасибо!» Можно ли воспитать в детях благодарность?
Любить детей без условий: что это значит?
Фото: Shutterstock