Как было бы здорово, если бы все дети успевали развиваться интеллектуально и физически и при этом находили время для игр! Можно ли тренировать тело и мозг и при этом играть? Можно, если заниматься нейройогой! Как следует из названия, это метод, сочетающий в себе упражнения и для тела, и для разума. В чем суть этой методики и как ее применять дома, рассказывает сертифицированный педагог по нейройоге Валерия Кованова.
Что такое нейройога
Изучая связи между мозгом и телом, ученые во всем мире независимо друг от друга приходят к одному выводу: движение необходимо для обучения. Оно пробуждает и активизирует многие умственные способности. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют процессы, которые увеличивают число нервных связей в мозге.
Нейройога — уникальный метод воспитания и развития ребенка, позволяющий выполнять полезные упражнения, развивающие мозг, и играть одновременно. Это сочетание наилучших нейропсихокоррекционных методик и упражнений йоги, которые в комплексе способствуют физическому развитию ребенка, обеспечивают эмоциональное равновесие, повышают уровень умственных способностей, улучшают самоконтроль, память и внимание, укрепляют моторику, «учат» мозг ребенка эффективно работать в любых ситуациях.
Нейройога базируется на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода — нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть методики хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья» и «Система нейройога. Сказочные комплексы» (издательство «Речь»).
Как устроен детский мозг
Многие распространенные детские проблемы — плохое настроение, повышенный уровень тревожности, отклонения в поведении — часто приписывают социальным факторам. Нейропсихология придерживается другой точки зрения: причина может крыться в недостаточной работе мозга. Она, в свою очередь, может быть вызвана нарушениями в развитии мозга, которые возникли еще в период внутриутробного развития и оказывают влияние на разные стороны жизни малыша.
Если ребенок лет пяти или шести не может прыгать на одной ножке, не стоит от этого отмахиваться и говорить: «Это не главное, успеет еще научиться». Причины затруднений в моторных функциях могут быть связаны с проблемами в тех зонах коры головного мозга, которые отвечают и за моторную сторону речи. Значит, и с говорением у ребенка могут быть трудности. А так как речь и мышление неразрывно связаны, то могут начаться и интеллектуальные затруднения. Поэтому как бы смешно это не звучало, родители, если вы хотите иметь здорового и умного ребенка, то учите его ползать, прыгать, скакать на скакалке, кататься на лыжах и велосипеде.
Чтобы сдержать или компенсировать проявления нарушений, детскому мозгу приходится тратить много ресурсов, на остальное уже сил не очень хватает. Такая постоянная борьба однажды приведет ребенка в состояние хронического переутомления, когда не могут полноценно функционировать мышление, память, внимание и другие высшие психические функции, а значит, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Отсюда — необъяснимая тревога, страхи, неуверенность в себе, нарушения поведения, капризы и истерики, проблемы с засыпанием, снижение успеваемости, хроническая усталость. И дальше ситуация будет все больше усугубляться. А общая ослабленность организма проявится и в низкой сопротивляемости инфекциям, что приведет к частым простудам и к снижению иммунитете всего организма в целом.
Кому и почему полезна нейройога
В таких случаях не нужно усердствовать с нагрузками на ребенка, как физическими, так и интеллектуальными. Когда нервная система и так сильно истощена, энергии недостаточно, а ребенок, перенапрягаясь, старается сделать очень много «важных», с точки зрения родителей, дел: отлично учиться, изучать несколько иностранных языков, посещать несколько дополнительных кружков, тогда и наступает истощение.
Самое минимальное и необходимое, что родители могут сделать для ребенка в описанных случаях, — это отвезти его на море, записаться всей семьей в бассейн, повысить рацион энергетически богатой и витаминизированной пищей, отвести к психологу и заняться с ребенком физическими упражнениями. И тут наиболее подходящий вариант — нейройога. Ведь она по-настоящему активизирует работу мозга и повышает уровень энергии безо всяких медикаментов.
Занятия нейройогой будут полезны не только детям с трудностями в развитии. Обычному ребенку она также поможет улучшить работу мозга, активизировать память, внимание, восприятие, речь, моторику, творческие способности. А одаренным детям нейройога помогает оценить, поддержать и развить способности ребенка.
Что собой представляет нейройога
Занятия проходят в форме веселой игры. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествия, где встречаем диковинных животных, выполняем их задания, ползаем, ходим как они, потягиваемся, иногда сворачиваемся в комочек, глядим «во все глаза», глубоко дышим, и обязательно отдыхаем. Мы много двигаемся, поэтому нужна «экипировка»: удобная одежда и носочки.
В каждый комплекс нейройоги обязательно включены следующие группы упражнений: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация.
На собственном опыте отмечаю, что совместные занятия нейройгой, чаще бывает мамы и ребенка, но участвовать могут и папы, и бабушки, и другие родственники, проходят продуктивнее и веселее. Мама, которая поначалу стесняется сама и говорит ребенку: «Давай ты сам сначала, попозже я», потом начинает прыгать, «квакать», ползать и веселиться не меньше своего ребенка.
Простые упражнения для занятий дома
Взрослым или более взрослым детям, а нейройогой могут заниматься даже подростки, какие-то упражнения могут показаться детскими и глупыми. Например, «Лягушка»: из положения глубокого приседа нужно высоко подпрыгнуть, раскинув ноги и руки в стороны, громко крикнуть «Ква!» и снова сесть и замолчать, надуть щеки и выпучить глаза.
Но именно таких «дурачеств» не хватает детям любого возраста, как и их родителям. Такие смешные упражнения не менее важны и полезны, чем сложные «серьезные» позы йоги и растяжки. Именно «лягушки» повышают общий тонус организма, учат раскрепощению и помогают снять телесные зажимы. Ребенок, натренировавшийся делать «лягушку» сможет чувствовать себя свободно и непринужденно в любой ситуации.
«Большая гусеница» для всех членов семьи. Чем больше участников, тем больше гусеница! Все встают на четвереньки друг за другом. Первый участник кладет ноги на плечи второму, второй участник кладет ноги на плечи третьему и так далее. Из этого положения начинаем движение, гусеница ползет.
«Вместе быстрее и веселее». Партнеры садятся на пол лицом друг к другу, согнув колени и касаясь ступнями ног. Ухватив друг друга за запястья, они поднимают ноги и стараются их выпрямить. Затем, согнув ноги в коленях, участники изображают езду на велосипеде. Можно проводить упражнение сидя, поддерживая себя рукам, сидя друг за другом и также касаясь ступнями.
«Слон». Положите голову на вытянутую вперед и в сторону руку — «хобот». Слегка согните ноги в коленях, наклоните туловище вслед за движением руки и рисуйте «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности или геометрические фигуры, цифры и буквы. Второй участник может отгадывать, что вы рисуете. Выполните затем это упражнение другой рукой и двумя сцепленными руками, держа при этом голову прямо.
«Качалка». Перед ним можно полетать по комнате «самолетиками» и затем, сидя на полу, обхватить колени руками. Опрокиньтесь на спину и, качаясь на спине, прокатывайтесь всеми позвонками по полу.
«Рубим дрова». Быстро освободимся от накопившегося напряжения и стрессов. Пусть ваши ступни стоят устойчиво и параллельно друг другу. Сожмите левую руку в кулак и схватите его правой рукой так, будто держите топор. Поднимите сцепленные руки вперед и вверх, при замахе слегка прогнитесь назад и сделать глубокий вдох через нос. С резким выдохом через рот со звуком «ха» подайтесь корпусом вниз — вы рубите полено. Опустившись, расслабьте руки и тело, задержитесь так на несколько секунд. Потом снова замахнитесь: вам надо разрубить еще одно полено. Сделайте до 5 повторений.
«Горный баран». Стоя на четвереньках, опираясь на колени и ладони, тянитесьвсем телом вперед. Можно «пободаться» в парах и сказать «бе-е-е». При этом можно с ребятами постарше выучить скороговорку «На горе Арарат рвала Варвара виноград».
Игра «Веселые мячики». Участники начинают прыгать как мячики. Но вдруг летит большая «иголка» (ведущий произносит это слово). Она протыкает мячики, и они начинают сдуваться, опускаясь постепенно на пол, ложась на спину, широко раскинув руки и ноги. Затем можно надуть мячик (имитируя действие насоса) и снова прыгать и веселиться, пока не прилетит следующая иголка.
«Тачка». Один из участников принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает их. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, придерживая ноги первого и учитывая скорость его движения.
«Бревнышко». Лежа на спине, заведите руки за голову, соедините кисти, пальцы «смотрят» вверх. Перекатывайтесь по полу направо и потом налево. «Бревнышко» должно катиться ровно.
«Сидячие шаги». Сидя на полу, вытяните ноги, спину держите прямо. Начните движение вперед на ягодицах, активно помогая руками как при ходьбе.
Самомассаж «Ушки». Разминайте ушные раковины сверху вниз и снизу вверх. Потяните ушки вверх, сделайте себе длинные ушки зайчика, а теперь за мочку вниз — уши слона. Потяните за уши в стороны и сделайте ушки обезьянки, можно еще высунуть язык. Погладьте свои ушки круговыми движениями ладонями, а указательными пальцами — за ушными раковинами.
«Воздушный шарик». Простое дыхательное упражнение и мини-релаксация в одном. Лежа на полу, сделайте вдох, расслабьте мышцы живота. Выдохните. Начните следующий вдох, надувая в животе воображаемый шарик, придумайте, какого он цвета. Немного задержите дыхание. Выдохните. Втяните живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как шарик надувается и сдувается. Малышу можно потрогать шарик в животе у мамы, а маме — у малыша.
В каждом из нас живет ребенок. Качество вашей жизни и жизни вашего малыша изменится только в лучшую сторону, если вспомнить об этом и от души всем вместе посмеяться, побегать, попрыгать, покричать, дать себе возможность не только расслабиться, но и помочь работе мозга.
Читайте также:
Работа с глиной — это не просто лепка, и вот почему
5 способов лишить ребенка мотивации к учебе
Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей
Фото: Oksana Kuzmina/Africa Studio/VGstockstudio/spass/Shutterstock.com