Первый выпуск программы «О! Дети» вышел в эфир 20 февраля. Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и ее гости обсудили проблему раннего развития. Представляем текстовую версию этой беседы.
Анна Шнайдер: Здравствуйте, это программа «О! Дети!» — наш первый проект для родителей. Мы говорим о воспитании, развитии и образовании детей. Для первого выпуска мы выбрали одну из самых популярных тем — раннее развитие.
Вряд ли есть хоть один взрослый, который в своей жизни не сталкивался с этим термином. Такие имена, как Монтессори, Доман, Никитины, Зайцев, звучат в детских садах и детских центрах, на детских площадках и в блогах. Но при этом однозначного отношения к раннему развитию до сих пор не существует. О нем спорят, его обсуждают, критикуют, благодаря ему зарабатывают деньги. Обсудить есть что, и я с удовольствием представляю наших первых гостей. Это звезды, две опытные мамы: модель и блогер Полина Диброва и известная певица, актриса, Светлана Светикова.
Полина, давайте начнем с вас. У вас трое мальчиков от 3 до 8 лет, поэтому было больше опыта и возможностей поэкспериментировать. Какую вы для себя позицию выбрали в вопросах раннего развития детей?
Полина Диброва: Я за раннее развитие, я вообще за развитие. Но я считаю, что у ребенка должно остаться детство. Я не та сумасшедшая мамашка, которая бегает по педагогам и с двух лет учит ребенка французскому, английскому и чему-нибудь еще. Однако нужно погружать детей в интересную для них атмосферу и развивать их при помощи игры. Нельзя посадить ребенка перед собой и сказать ему: «Сейчас у нас 40-минутный урок, будем учить букву А». Так не получится, ребенка нужно заинтересовать, и это работа родителей. А то, что его заинтересует, должно быть полезным для развития. Это могут быть различные карточки, картинки, картины, музыка. Самое главное, что могут сделать родители, — не отбить желание у ребенка что-то изучать.
АШ: Света, вам тема музыки тоже должна быть близка. Может быть, вы тоже ставите что-то своим мальчикам с рождения?
Светлана Светикова: Мы пытались развивать старшего сына, Милана, как-то специально, при помощи игры, музыки, различных карточек, тонн книг, но это было бесполезно. Ему все это неинтересно. Я за то, чтобы развитие не превращалось в навязчивую идею мамы. Сейчас психологи пишут, что в два с половиной года ребенок якобы должен знать 300 слов или сам одеваться и раздеваться. И какая-нибудь мама с тонкой нервной системой станет относиться предвзято к своему малышу, который в 3 года еще не говорит, и думать, что у него что-то не так. В таком контексте я против безумной агонии по поводу раннего развития. Нельзя придавать этому глобальное значение и мучить детей.
Все песни и стишки старший сын запоминает сразу, он научился считать в 2 года, но отказывался изучать буквы. Я знаю, что ему все легко дается, но не хочу давить.
АШ: Полина, как и кто и в каком режиме занимается с вашими детьми?
ПД: Старший сын Саша пошел в школу, средний, Федор, пошел в детский сад. А Илья заскучал, и тогда я отдала его в садик вместе со средним в полтора года, и не жалею об этом. Они вдвоем очень тянутся за Сашей, он сам их развивает. Недавно захожу в детскую игровую комнату, сидит Саша с айпадом и говорит: «Я сейчас Феде с Илюшей показал Майкла Джексона, Высоцкого и Лещенко».
Развивающие занятия с карточками мы проводим в выходные и те дни, когда дети болеют. Мы очень активно занимались до года по системе «Умница», но не целый день, а по 10−15 минут. Ничего сложного в этой системе нет, любая мама освоит без посторонней помощи.
Саша поздно заговорил, но сам научился читать в 5 лет. Сейчас каждое утро начинается с того, что он читает. Феде недавно исполнилось 4, он считает до 60 и читает по слогам. Возможно, это раннее развитие дало такой эффект, возможно, это Сашино влияние. Может быть, это природа.
АШ: Как вы решаете вопрос социализации?
СС: Милан не ходит в детский сад, зато много путешествует. У сына немало друзей. Милан удивительно общительный ребенок. Одно время мы на несколько часов ходили в детские клубы, где с детьми играют и занимаются воспитатели.
Я знаю истории про государственные садики, когда ребенку в 2,5 года устраивают бойкот воспитатели из-за того, что он не может писать сам или раздеться. Меня в свое время наказали, заперев в чулане с Бабой Ягой. Такие сады я не воспринимаю. Частные садики, с английским — это очень интересно, но нам это не нужно.
ПД: Мы за социализацию, за детский садик. Но никуда не деваются вопросы болезней, а в садиках дети часто болеют, педагогов — не все из них хорошие.
АШ: Полина, как вы считаете, как-то, что вы вкладываете в детей, поможет им в будущем?
ПД: Мы с Дмитрием стараемся предлагать детям разные варианты. Дети ходят на фортепьяно, Саша еще и на шахматы. Если в семье слушают музыку, читают книги, интересуются наукой, то ребенку это будет интересно. А если в воскресенье папа вдруг надел фрак и сказал: «Сегодня мы идем слушать Шопена», то ничего из этого не получится. Нужно заниматься собственным развитием, чтобы что-то давать детям. Я очень люблю детский сад. Самое главное, что может родитель дать ребенку, — это социализация. Он должен научить малыша жить в обществе.
АШ: Очень интересно узнать, что, в каком объеме и почему считают нужным дать своим детям две наши следующие героини. Я приглашаю в студию наших экспертов: это Олеся Лыжина, психолог, гештальт-терапевт, мама четверых детей, и Евгения Белонощенко, основатель сети Baby Club, психолог и мама пятерых детей.
Олеся Лыжина: На мой взгляд, развитие неизбежно. Чтоб не развивать детей и не развиваться самим, нужно приложить очень много усилий, как-то отгородиться от жизни. Термин «раннее развитие» для меня не совсем понятен. Есть немало методик, и их КПД, честно говоря, не очень валидно доказан. Выросли уже люди, которые развивались по карточкам Домана, и нельзя сказать, что у них есть какие-то отличия от других.
АШ: Я знаю очень смешную историю про эти карточки. Мой знакомый детский психолог рассказывала про мальчика, который целый год активно занимался по этим карточкам и поражал своими успехами. Когда приходили гости и спрашивали: «Где собачка? Где окно?», он показывал на карточки с собачкой и окном. Но когда перед мальчиком посадили живого кота и положили карточку со словом «кот», ребенок показал на карточку. Потому что в его реальности кот — это карточка с соответствующим словом. У него не возникало связей между реальностью и карточкой. Правда ли, что такое может быть?
ОЛ: Я не видела этого мальчика, поэтому не могу сказать, что там было на самом деле Я не думаю, что показывать карточки детям вредно. Просто это не основное воспитание. Мы говорим об интеллектуальном развитии, но это лишь малая часть.
Главное — это общение с мамой, тактильный контакт. В первый год жизни формируется базовое доверие к миру. Вот когда мы его заложили, то и карточки Домана лучше пойдут, и песни с плясками. Очень важно для развития заложить именно базовое доверие к миру. Когда оно не сформировалось, у ребенка могут быть глубокие довербальные неврозы.
АШ: Вопрос к Жене. Чем занимаются малыши в ваших клубах?
Евгения Белонощенко: Первый клуб мы открыли 18 лет назад. Честно говоря, я сделала это для своей самореализации. Сегодня наш Bаby Club — это пространство, главная идея которого заключается в бережном развитии интеллекта. Дети, которые к нам ходят, становятся фанатами этих клубов. Потому что у нас есть самая главная вещь, которой нет в детских садах и школах, — это дифференцированный подход к каждому. Если ты имеешь способности к математике — с тобой будут заниматься математикой, любишь музыку — будут заниматься музыкой и обратят на это внимание родителей. У нас очень много любви. С детьми можно заниматься по любому методу, вопрос в том, как ты это делаешь.
Одно время, в самом начале, к нам приходили родители, ожидая, что детей научат писать и считать, завязывать шнурки и узнавать время. А сейчас это все само собой, дети учатся этому без вмешательства. Урок длится полтора часа, из которых час — это двигательная активность.
Что касается моих собственных детей, я очень ленивая мама и сама не занимаюсь ранним развитием своих детей. Они просто наблюдают за моей жизнью. Мне проще взять их на работу, чем проводить специальные занятия.
АШ: То есть в ваших клубах у детей есть возможность свободной игры? Многие критики раннего развития говорят, что мамы, занимающиеся по методикам, ставят детям слишком жесткие рамки, убирая свободную игру.
ПД: Наоборот, методики предполагают развитие через игру. Как мама второклашки, я понимаю, что если бы я с ребенком не занималась этим, он бы не смог учиться в школе, ни частной, ни в государственной. Я говорю это не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Ты отводишь ребенка в первый класс, и к этому моменту он должен уметь читать, писать, считать, ориентироваться и 40 минут сидеть на одном месте. Раньше этому учили в школе, теперь дети идут туда подготовленные.
ОЛ: Мы думаем, что если с детьми не заниматься, они не будут готовы к школе, не будут ничего знать, ничего хотеть. Так проявляется наша тревожность. У нас есть страх, что ребенок не будет ничего делать, если его не заставлять, не будет ничего хотеть.
Но ведь готовность к школе возникает вовсе не от целенаправленной подготовки. Если ребенок играет в прятки, он отлично готовится к школе. Он учится договариваться о правилах, распределять роли, учитывать мнение других игроков. Пока тебя ищут, ты сидишь в кустах. Это неинтересно, но это нужно сделать, если хочешь выиграть. Это отлично готовит к тому, что и в школе нужно будет сидеть по 40 минут на одном месте: таковы правила.
Целенаправленная подготовка к школе — это социальные игры, в которые мы отлично все играем. Можно начать ребенка учить читать в 3 года, к 5 он научится. Можно начать учить в 6 с половиной лет — и он научится через 3 месяца. Потому что он к этому готов.
СС: Наш педиатр говорит, что в школу все идут одинаковые. Я не против того, чтобы заниматься, но это надо делать без фанатизма. Эта тема стала настолько актуальна, что мамы начинают бояться, что ребенок не поспевает за соседом.
ЕБ: Когда в нашем клубе был самый первый выпуск, родители спросили, не хотели бы мы сделать школу. И два года назад мы ее сделали: она называется «Белая ворона». И дети, которые там учатся, говорят, что не хотят каникул и выходных.
АШ: Часто говорят, что надо идти от ребенка, учитывать его свободный выбор. А может ли у него быть свободный выбор до года? Или все же решение всегда принимает мама?
ЕБ: Ребенок нам всегда показывает, что ему надо. По его реакции понятно, хочет ли он слушать Шопена или ему нужен Моцарт.
ОЛ: Мы все в этом смысле несвободны. Мы что-то можем, что-то нет, к чему-то готовы, к чему-то не готовы. Очень полезно заниматься собственным развитием. Как только мы можем чуть-чуть больше, наши дети могут чуть-чуть больше. Если мы поем и танцуем или показываем детям пространство, где поют и танцуют, они, по крайней мере, могут к нему как-то отнестись. Если мы не прочитаем детям книжку, мы не узнаем, понравится ли она им. Наша задача — показать им это пространство.
Маленькому человеку важно, чтобы он был с близким взрослым — с мамой, например. А после года ему нужна компания сверстников, в которой он может играть. И еще у ребенка должно быть время, когда он предоставлен сам себе. А все остальное факультативно.
АШ: Полина, ваши дети посещают сад и школу, вы занимаетесь с ними дома, а ходят ли они еще куда-то на занятия?
ПД: К нам еще приходит логопед. Я считаю, что если есть необходимость, это обязательные занятия. Все остальное по желанию. Не нужно мучить ребенка и водить его везде. Нужно, чтобы он сам захотел куда-то, осознанно.
АШ: Правда ли, что когда мама слишком сильно увлекается методиками развития, которые в основном направлены на интеллект, то у ребенка страдают остальные сферы, в частности, социальная? Правда ли эту гармонию так легко нарушить?
ЕБ: Когда ты даешь ребенку поле для развития, интеллектуальную, духовную пищу, очень интересно наблюдать, к чему ребенок тянется. Бывает, что в 3 года он тянется к интеллектуальному, и надо ему дать это.
ОЛ: Если он тянется в 3 года к интеллектуальному, это может значить и то, что играть ему слишком сложно, договариваться проблематично, проигрывать совсем тяжело. То есть это некоторое избегание определенного опыта. Да, некоторые дети некоммуникабельны от природы своей. Тогда мы должны помочь им социализироваться. И решает эту проблему не пребывание в детском саду, а развитие умения различать свои чувства и чувства других. А вместо этого ребенок занимается учебой.
АШ: Мне кажется, мы много говорили о том, что возможно все, но надо идти от ребенка, надо адекватно относиться к любой методике образования и дать ему главное — счастье. Мы все хотим вырастить своего ребенка счастливым, но у каждого свой путь. Мы сопровождаем ребенка по этому пути и каждый день задаем миллион вопросов. Давайте искать ответы на них вместе.
Программа «О! Дети» вновь выйдет в эфир 23 марта. Совсем скоро мы объявим тему нового выпуска и будем с нетерпением ждать ваших вопросов!
Читайте также:
5 принципов педагогической системы Никитиных
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников