Как дети совершают первые шаги в изобразительном искусстве? Сначала они пробуют рисовать на бумаге, используя карандаши, фломастеры, а затем знакомятся с раскрасками и увлеченно подбирают цвета, оживляя картинки. Наверное, нет родителей, которые не покупали хотя бы раз своим детям раскраски. Но полезен ли процесс разукрашивания для развития ребенка? Мы предлагаем вам познакомиться с двумя полярными точками зрения: своим мнением делятся специалисты, работающие с детьми.
Это прекрасный инструмент для развития вашего ребенка и подготовки к школе.
Что такое раскраска
Что же мы понимаем под понятием «раскраска»? Это черно-белое графическое изображение, контур какого-либо предмета или явления. Сейчас популярны раскраски, где фрагменты рисунка нужно закрашивать тем же цветом, каким обозначены контуры.
Сколько я помню свое детство, у меня всегда были раскраски. Даже не знаю, задумывались ли мои родители об их пользе или вреде. Они просто были, разные по сложности, дома и в детском саду.
Позже, когда я начала уже вести занятия в развивающих центрах, я увидела, что и там дети активно пользуются раскрасками, работая и с карандашами, и с краской, и с пластилином, и с крупами.
Какими они бывают
Самые популярные варианты — классические раскраски с принцессами, сказочными героями, дикими животными и сценами из мультфильмов. Они предназначены для детей от 3 лет. Малышам помладше нравятся водные раскраски: они не требуют никаких красителей, ребенок не рискует испачкать краской все вокруг, включая себя. Геометрические рисунки, или мандалы, предназначены для детей 5−6 лет, да и многие взрослые от них в восторге. Школьникам можно предложить раскраски по номерам, но этот вариант требует усидчивости.
Что они дают ребенку
Если рассматривать проблему с точки зрения нейропсихологии, важно определить задачи, которые мы можем решить с помощью раскрасок. В первую очередь это развитие мелкой моторики, то есть умения правильно (эргономично, удобно, с меньшими потерями энергии — чтобы рука меньше уставала) держать карандаш или кисточку, а также управлять движениями кисти руки, оставаясь в границах рисунка. Чем младше ребенок или чем слабее развита моторика кистей рук, тем сложнее ему не заходить за контур раскрашиваемого объекта. В этом случае надо покупать более крупные и простые раскраски.
Уменьшая же и усложняя рисунок, мы задаем ребенку более сложную задачу: все больше контролировать движения руки, вовремя останавливаясь, не заходя за контур. Еще более сложным заданием здесь будет штриховка: ребенку предлагается не просто действовать в границах рисунка, но и следить за тем, чтобы линии были ровными и находились на равном расстоянии друг от друга.
Развитие мелкой моторики подразумевает в перспективе подготовку руки к письму. Раскрашивая или заштриховывая картинку, не заходя за контур, ребенок учится в будущем видеть границы строки. Это поможет ему писать буквы, располагая их ровно на строке и в ее пределах.
Раскрашивая, ребенок следит за тем, где находится контур рисунка. В этом случае можно говорить о формировании связи «глаз-рука», которая влияет на успешное освоение навыков письма и чтения. Останавливая свою руку в пределах контура рисунка, ребенок включает произвольное внимание, самоконтроль.
Безусловно, все эти задачи можно решать другим способом, например раскрашиванием контуров геометрических фигур. Но несложно догадаться, что именно ребенок будет раскрашивать с большим интересом — круг, квадрат или, например, любимого героя мультфильма. Согласно последним исследованиям в области нейробиологии, когда ребенок получает удовольствие от того, что делает, то эта радость и интерес способствуют наилучшему развитию нейронных связей в головном мозге. Это очень важно для более успешного формирования умений и навыков.
Раскраски помогают научить ребенка действовать по образцу, анализировать и сравнивать. Это варианты, в которых рядом с очертаниями рисунка дан готовый, уже раскрашенный образец, в соответствии с которым ребенок должен раскрасить черно-белый контур.
Для решения этих задач, безусловно, недостаточно использовать только раскраски, необходимо подбирать множество различных заданий и упражнений. Но альбомы с картинками для разукрашивания могут сослужить вам хорошую службу при подготовке малыша к школе.
Я, как художник и педагог, считаю, что раскраски вредны. И вот почему.
Раскраски мешают фантазии
Захожу в детский сад. Поднимаюсь по лестнице. Открываю дверь в группу.
Над столом склонилась голова моей любимой Аленки. Старается так, что даже язык высунула. Увлечена процессом.
Что же она там делает? Ах, это раскраска…
Подхожу ближе, смотрю: кот с круглой головой и ушам-треугольниками, цветочки, облака, солнце в верхнем правом углу. Подходит встревоженная воспитательница:
— Не получается у нее аккуратно. Все время за контур выходит. И коты! То зеленый, то синий.
Раскрасок в магазинах огромное количество.
С простыми формами и очень толстыми контуром для самых маленьких или с огромным количеством мелких деталей для совсем взрослых людей. Раскраски — это удобно. Но я не считаю, что они полезны.
Прежде всего раскраски не способствуют развитию воображения и даже тормозят его. В каждом человеческом существе живет миллион образов, разных и совершенно уникальных. Эти образы рождают страхи, эмоции, события… Воображение совершенно безгранично, особенно у детей. Но однажды перед глазами ребенка появляется раскраска. Там есть готовая картинка, напечатанная, предложенная мамой или другим взрослым, — а значит, правильная. У малыша пропадает необходимость рисовать что-то по-своему: ведь есть готовый шаблон.
Представьте, как это сужает пространство вариантов! При помощи раскрасок мы загоняем ребенка в рамки. Вот он, готовый образ, только раскрась.
Раскраски не дают возможности для самовыражения
В процессе свободного рисования дети выражают то, что не могут выразить словами, ведь их лексический запас еще довольно ограничен.
Водя карандашом или кистью по бумаге, малыш может оставить на бумаге свои переживания, выразить то, чем заняты его мысли. А что происходит, если ребенок не рисует, а разукрашивает? Регулярное использование раскрасок настолько забивает воображение шаблонами, что ребенку становится очень трудно рисовать спонтанно, переносить на бумагу образы из собственного воображения.
Буду справедлива: есть у раскрасок и положительные стороны. Они развлекают ребенка, а необходимость разукрашивать аккуратно, не выходя за контуры, развивает усидчивость, аккуратность, моторику.
Но совершенствовать эти навыки можно иначе, не мешая развитию других умений. Таких, как способность фантазировать, проявлять индивидуальность, выражать эмоции через художественные образы. По моему мнению, раскраски загоняют детей в рамки, лишая их мощнейшего средства самовыражения и тормозя развитие воображения.
Раскраска может стать очень хорошим инструментом для развития мелкой моторики, усидчивости и в целом для подготовки к школе. Но для тренировки фантазии, креативного мышления лучше решать другие задачи, более сложные, чем закрашивание рисунков.
Читайте также:
Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Научите ребенка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление
Фото: Skydive Erick/Pressmaster/Poznyakov/Shutterstock.com