«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
11:45
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
14:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)
6+
17:00
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)

Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?



Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент означает надежность и качество будущей постройки. Особый феномен психологической готовности к школе заключается в том, что он означает конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.
Психологическая готовность к школе предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального, эмоционального, личностного и физического развития ребенка. Степень сформированности всех компонентов психологической готовности определяет индивидуальные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Какие конкретные критерии помогут сделать вывод о психологической готовности к школе?

  • желание стать учеником и учиться в школе;
  • осознание обучения в школе как способа достижения взрослости;
  • учебная мотивация. Ребенку нравится учиться, выполнять задания, делать уроки;
  • осознание собственной компетентности. Дошкольник многое знает, строит гипотезы, делает выводы. Он готов к новой ступени в своей жизни, готов двигаться дальше;
  • умение общаться и сотрудничать, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, контролировать свое поведение, ставить цель своей деятельности и достигать результат.

Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, она означает умение ребенка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребенок занимается не тем, чем хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность состоит в том, что не все учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную задачу по содержанию, например, аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься написанием палочек, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например, самолет.

Постепенно у детей формируются предпосылки учебной деятельности, развивается внутренний план действий — способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. У ребенка продолжает формироваться его образ Я. Развивается и изменяется образ Я-потенциального — того, каким ребенок хочет себя видеть. Старший дошкольник стремится к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый малыш нуждается в поддержке взрослыми, убеждения в том, что в нем много хорошего, что взрослые (воспитатели, родители) его уважают.

Образ Я-потенциального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя умным, знающим, умеющим. Причина такого отношения ребенка к собственным возможностям лежит в том, что он как бы видит себя в ближайшем будущем более умным, знающим и компетентным, чем в данный момент. Иными словами, в его образ себя, каким он хотел бы стать, входит владение новыми знаниями и умениями. И это стремление видеть себя более продвинутым и совершенным и соответствовать своему представлению о том, каким он может и хочет стать, является мощным побуждением к учебной деятельности.

Как подготовить ребенка к школе

  • Заниматься продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией и стимулировать их самостоятельную творческую активность;
  • Играть в сюжетно-ролевые игры;
  • Предлагать задания на развитие воображения, мышления, творческой инициативы, что стимулирует развитие знаковой функции;
  • Стимулировать общение ребенка со взрослым и сверстниками, повышая тем самым уровень психосоциальной зрелости ребенка;
  • Учить действовать по правилу и образцу.

В пособии издательства «Просвещение» «Скоро в Школу! 125 заданий на лето» можно найти много интересных игр и упражнений на формирование психологической готовности к школе — активизацию творческой активности, формирование представлений о природе и мире в целом, эмоционального интеллекта, эмпатии, что составляет фундамент навыков сотрудничества со сверстниками. Общение ребенка-дошкольника со взрослыми и сверстниками, занятия и игры в детском саду и дома помогут подготовить ребенка к школе, активизировать его стартовые возможности, сформировать внутреннюю позицию «Я — ученик».

Фото: Shutterstock.com, архив пресс-службы

ЭКСПЕРТ:
Издательство «Просвещение»
эксперт в сфере образования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти