Апелляция к чужим достижениям, сравнение ребенка со сверстниками — многие родители считают, что это хороший инструмент для повышения соревновательного духа и улучшения детской мотивации. Они ожидают, что малыш захочет догнать Васю, который в пять лет бегло говорит по-английски, и будет таким же аккуратным, как Оля, у которой игрушки выстроены по росту. Так ли эффективны сравнения? Не приносят ли они вреда? Своим мнением делится психолог Светлана Пятницкая.
Откуда берется привычка сравнивать…
Наши родители и прародители в большинстве своем сталкивались со сравнением не в свою пользу и конкуренцией на работе, в университете и в школе. Раньше были «красные уголки», «доски почета» и прочие места, на которых красовались портреты ударников труда. В детстве наши мамы и папы, бабушки и дедушки постоянно слышали: «Пионер — всем ребятам пример», и пребывали в уверенности, что красный галстук — это страховка от плохих поступков. И поступки эти страшны не столько сами по себе, сколько именно тем, что оказываются темным пятном на пионерской чести.
В ту эпоху нередко детское поведение рассматривалось с точки зрения морали для пионерской организации, без учета личных качеств. Воспитывался некий усредненный гражданин. Спросите свою маму, бабушку, соседей в возрасте, как часто они слышали такие фразы: «А чем ты лучше?», «Жить надо не для радости, а для совести», «Надо, чтобы все было, как у приличных людей». Я думаю, что людям той эпохи привычно постоянно ориентироваться на других, смотреть по сторонам. И эта привычка настолько глубоко укоренилась во многих из нас, что даже не осознается. Так просто сказать своему малышу, что соседские дети делают что-то лучше него, ожидая при этом, что он поспешит их догнать и перегнать. Но нужно ли так говорить? Многие из нас все же задумывались о том, что сравнивать своего ребенка с другими — плохая идея.
… и почему от нее надо избавляться
Сравнение ребенка с другими детьми или с родителем, когда он был маленьким, может быть не только бесполезным, но и вредным.
Сравнение на всех действует по-разному
Вспомните истории из собственной жизни: наверняка в одной ситуации вам хотелось «утереть нос» сопернику, а в другой — провалиться сквозь землю и не победить, а просто не участвовать в сражении. То же самое и с детьми: иногда им совершенно справедливо хочется самоустраниться от гонки с более успешными мальчиками и девочками.
У всех разные стартовые условия
«Маша, ну почему у тебя тройка по математике, а у Даши пятерка? Почему ты не можешь учиться, как Даша?» — приходилось ли вашей дочери такое слышать? А теперь давайте подумаем, почему в самом деле Даша учится лучше. Возможно, не только потому, что она очень старательная. Возможно, на ее хорошие оценки влияет целый ряд факторов: Дашины родители наняли репетитора, который занимается с ней трижды в неделю помимо школы; ее мама и папа отличаются очень высоким интеллектом или даже ученой степенью, а это значит, что у дочки есть хорошие задатки; Даша каждые выходные готовит уроки прямо с утра, и только после этого вся семья отправляется в парк.
«Коля, опять игрушка раскидал! А вот в комнату к Васе приятно зайти, он очень аккуратный мальчик!» — а что на самом деле обеспечивает эту аккуратность? Возможно, Васе помогает бабушка, мама приучает его поддерживать порядок при помощи игр, а папа за каждую уборку клеит наклейку на доску с Васиными достижениями. Странно бы было, если бы при таком количестве помощников в комнате Васи был бардак, правда?
Мы всегда знаем, по какой причине не дотягивает до идеала наш собственный ребенок: «Не стараешься!», «Много отвлекаешься!», «У тебя на уме одни игры!», «Ленишься!», «Торопишься!», «Рассусоливаешь!»… Но от нашего пристального родительского внимания зачастую ускользает тот факт, что многое потенциально зависит и от нас, как от мамы и от папы, не так ли?
Не всякий человек готов честно рассказать о своих «бревнах». На ребенка влияет и наследственность, и место жительства, и обстоятельства, при которых он вырос, его детский сад, воспитатель, учитель, наличие конфликта между родителями, который заставляет вашего первоклассника переживать и отвлекаться от учебы. И вместо попыток разобраться, вместо слов поддержки ваш ребенок слышит, что ему надо брать пример с некого Васи, который прекрасно учится. В отличие от него. Приятно ли такое слышать? Вызывает ли это желание догнать и перегнать Васю?
Сравнивать ребенка можно только с ним самим
Когда ко мне на консультацию приходили дети, не посещающие детский сад, я предлагала им разные игры на выявление уровня развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. После этого я строила маршрут индивидуального развития, включая в него те игры, которые позволят развить, сформировать, совершенствовать те или иные процессы, качества личности и при этом будут соответствовать темпераменту и психологическим особенностям ребенка. Родителям я предлагала использовать те игры и упражнения, которые позволят достичь положительного эффекта. И мы получали результат: еще при первом визите месяц назад ребенок не мог собирать разрезные картинки, а теперь он успешно складывает изображения из двух-трех частей. Сегодня он превзошел себя вчерашнего — вот такое сравнение допустимо и эффективно.
Все родители хотят, чтобы дети были лучше них, чтобы они непрестанно развивались и совершенствовались. Очень важное условие для этого — вера в малыша и четкая, оптимистичная позиция: «Сегодня ты умеешь больше, чем вчера». Сравнивайте ребенка только с ним самим, и тогда вы обязательно увидите прогресс.
Читайте также:
Современные дети и игра: опасности и возможности
«Возьми себя в руки!»: как научить ребенка справляться с эмоциями
Фото: Yuganov Konstantin/MNStudio/Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com