«Никогда не разговаривай с незнакомцами!» — мы напоминаем детям об этом правиле едва ли не так же часто, как о необходимости мыть руки перед едой и переходить дорогу только на зеленый свет. Мы хотим, чтобы ребенок не только запомнил это правило, но и понимал, для чего оно нужно и что будет, если его нарушить. Очень важно донести эту мысль так, чтобы ребенок не воспринимал мир как враждебный и полный опасностей. Как научить ребенка нормальному, здоровому недоверию к незнакомцам и при этом не напугать его? Рекомендациями делится Лия Шарова, руководитель Школы безопасности «Стоп Угроза».
Когда и как говорить
Практика показывает, что у детей проблемы с личными границами начинаются с 3−4 лет. Одни малыши очень общительные и активные, готовые первому встречному рассказать все-все, другие любят убегать от родителей и при этом легко идут на контакт с незнакомцами, принимая от них конфеты и что-нибудь еще. Как только вы понимаете, что проблема есть, можно начать разговаривать с ребенком о его личной безопасности.
Очень важно, чтобы эти разговоры не проходили в форме поучительных бесед, которые могут напугать ребенка и внушить ему страх перед миром. Пусть это будут диалоги, которые можно вести прямо во время прогулки или при просмотре мультика, то есть между делом. Достаточно двух-трех минут, в течение которых вы расскажете малышу о том, какими бывают люди, кому можно доверять, а от кого стоит держаться подальше.
Спрашивайте ребенка: «Как ты думаешь, как плохой человек может увести ребенка с детской площадки? Как можно обмануть малыша? Что может предложить незнакомец, чтобы мальчик или девочка согласились за ним пойти?» Когда вы на улице, предложите ребенку осмотреться и определить, кто их прохожих ему нравится, а кто нет, кто вызывает доверие, и объяснить свой выбор. Практически все дети доверяют пожилым людям, причем маленький ребенок в эту категорию относит даже сорокалетних.
Если мы устанавливаем правила, мы обычно объясняем, для чего это нужно. Если мы говорим ребенку, что с незнакомыми людьми не нужно вступать в контакт, стоит рассказать, что это опасно, но без жестоких подробностей. Мягко поясните: «Бывают случаи, когда детей крадут у их родителей, чтобы оставить себе или получить выкуп». Детям достаточно этой информации, чтобы понять: незнакомцы могут быть опасны. Когда вы поясняете ребенку, как нужно переходить дорогу, вы делаете это максимально простым языком, чтобы он понял и запомнил. Так же и с разговорами о личной безопасности: не усложняйте и не поучайте. Ваша задача — не напугать ребенка, чтобы он держался подальше от незнакомцев, а рассказать ему о рисках и, что немаловажно, о том, как он может себя обезопасить.
Расскажите ребенку о том, что некоторым незнакомым взрослым доверять можно. Если он потерялся, нужно осмотреться по сторонам и зайти в первое попавшееся учреждение: аптеку, магазин, банк, полицию. Там можно обратиться за помощью к людям в форме — сотрудникам. Изобразите эту ситуацию в виде игры: «Представь, что ты потерялся и зашел в аптеку. Я — аптекарь. Что ты мне скажешь?» В такой легкой форме дети быстро запоминают алгоритм действий.
Если ребенок потерялся там, где поблизости нет магазинов или аптек, проговорите, к кому он может обратиться. Пусть он сам выскажет свою точку зрения, а вы затем аккуратно подведете его к мысли о том, что среди незнакомцев самые безопасные — это женщины с детьми, семьи, бабушки.
Что говорить
Не стоит в своем разговоре делить всех людей на хороших и плохих, добрых и злых, порядочных и преступников. Лучше говорить о том, что есть свои, а есть чужие. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем вместе с ребенком так называемые круги доверия, каждый — своего цвета. В первый круг мы помещаем членов семьи и непосредственно ребенка. Второй круг по соседству — это все знакомые взрослые, и их у малыша 4−5 лет будет не очень много. Все остальные люди, посторонние, незнакомые, — в третьем кругу, и с ними лучше не вступать в контакт, если рядом нет родителя.
Расскажите ребенку, чем отличаются эти круги: со знакомыми взрослыми можно общаться, но принимать от них подарки, идти куда-то вместе с ними позволено только с разрешения родителей. Семья — это единственные люди, которые могут обнимать и целовать ребенка, сажать его на коленки, чем-то его угощать, но при этом малыш не обязан принимать их знаки внимания. Если ему не нравится, что какая-то пожилая родственница пытается его зацеловать, он имеет право выразить свое несогласие.
Рассказывая о третьем круге, куда мы поместили всех посторонних, донесите до ребенка следующую мысль: «Мы, воспитанные и порядочные взрослые, не подходим к незнакомым детям, не трогаем их и ничего не предлагаем. Мы можем приблизиться к чужому ребенку только в том случае, если он попал в беду, заблудился, его кто-то обижает».
Почему это важно? Потому что мы воспитываем детей в уважении к старшим. Для собственной безопасности ребенка важно, чтобы у него было моральное право перестать быть вежливым в некоторых случаях. И если взрослый сам невежлив, то есть нарушает правила, о которых мы сказали, у ребенка есть моральное право самому забыть о манерах и повоспитывать этих дядю или тетю. Каким образом? Ребенок должен ответить им: «Я вас не знаю и не стану с вами разговаривать и уж точно никуда не пойду».
Если ребенок вас не послушался
Вполне возможно, что на ваших глазах к ребенку подойдет незнакомец, и тот, несмотря на проведенные беседы, откликнется. Не нужно его за это ругать и наказывать. Мягко спросите, почему он так поступил, ведь вы же обговорили правила. Возможно, ребенок зажат, не может отказаться взрослому — нужно проработать этот вопрос. Он решил, что этот взрослый хороший и с ним можно говорить? Поговорите с малышом о том, что плохие люди могут выглядеть по-разному. Маленькие дети в один голос говорят, что преступник — это исключительно мужчина страшной наружности, одетый в черное, с пистолетом. Как такой человек может замаскироваться, чтобы не выдать себя и обмануть ребенка? Задавайте наводящие вопросы, пока малыш сам не придет к выводу, что опасный человек может быть одет так же, как все вокруг, вежливо говорить.
Как вести себя на улице
Считается, что улица полна опасностей. Это верно лишь отчасти: она может быть безопасным пространством, если ребенок использует два вида оружия — быстрые ноги и громкий голос. Если малыш побежит и закричит, то любой преступник тут же сам обратится в бегство, чтобы не быть раскрытым. Пусть во время прогулок ваш ребенок «тренируется», то есть кричит и бегает вволю — современные дети очень зажаты, потому что родители постоянно призывают их к порядку. Ребенок должен понимать: если ему будет нужна помощь, он не должен стесняться.
Как помочь ребенку сохранить доверие к миру
У ваших детей должно быть здоровое, разумное недоверие к окружающему миру и понимание того, что в нем есть опасность, но от нее можно защититься. Если вы не нагнетаете страх, не рисуете ребенку ужасные картины, что с ним будет, если он возьмет конфетку от незнакомца, будьте спокойны: он не утратит доверия к миру и не начнет всего бояться. Будьте аккуратны в выборе слов, объясняйте, а не пугайте, не показывайте собственного страха. Ваша задача — научить ребенка основам безопасной жизни в мире, а не изоляции от реальности.
Читайте также:
3 секунды до беды: правила детской безопасности в городе
5 опасностей, которые подстерегают детей в Интернете
Послушный ребенок: за и против
Фото: Haywiremedia/Dmytro Zinkevych/Tomsickova Tatyana/Shutterstock.com