Математика — это сложно? В первую очередь это интересно и весело! Так считает Евгения Илюшевич, преподаватель детского образовательного центра в Омске, которая сама придумывает необычные математические игры. Они помогают детям разобраться в сути сложения и вычитания, дать представления о разных геометрических фигурах, закрепить понятия об объеме и площади. Мы сделали подборку из семи игр, разработанных Евгенией, и надеемся, что они подружат вашего ребенка с математикой. Осторожно: от этих игр невозможно оторваться!
Я работаю с дошкольниками, и для детей этого возраста игра — ведущий вид деятельности. Играя, они не только развлекаются, но и познают мир и приобретают важные навыки и умения. Математику, несмотря на всю ее серьезность, тоже можно осваивать при помощи игр, что мои воспитанники и делают с огромным удовольствием.
«Поиск цифр»
Если ваш ребенок уже знаком с цифрами, эта игра поможет ему закрепить их знание. Возьмите канцелярскую коробку из гофрированного картона, разделите ее на две части, поместите в них цифры из мягких пазлов. Сделайте отверстия по бокам коробки: через них ребенок будет на ощупь определять цифры. Его задача — находить одинаковые экземпляры в отделениях, называть их, доставать из коробки и помещать в соответствующие фрагменты пазлов. Можно видоизменить задачу: пусть ребенок ищет заданные вами цифры.
«Наглядное вычитание»
Лучший способ объяснить ребенку, в чем суть арифметических действий, — показать их наглядно. Нарежьте полоски из цветной бумаги шириной 5−10 сантиметров, на каждой из них нарисуйте в столбик произвольное число знакомых ребенку предметов: кексов, конфет, морковок, монеток, карандашей. В самом верху каждой полоски напишите пример, который ему предстоит решить: нужно будет уменьшить общее количество кексов и других предметов на какую-то часть. Чтобы решить пример, нужно просто отрезать столько предметов, сколько указано после минуса, и ответ сразу будет перед глазами.
Старайтесь использовать не слово «вычитать», а другие глаголы, подходящие к тому, что у вас нарисовано, и встречающиеся в школьных задачах на вычитание. Например: «У тебя было три кекса, и все три ты отдал нам с папой и бабушкой, сколько их у тебя осталось?», «Вот четыре птички, две из них улетели», «Было пять рыбок, но четыре уплыли».
«Аппарат для сложения»
Придется потрудиться над инвентарем для этой игры, но он того стоит. Вам понадобится небольшая коробка (ее нужно разрезать и раскрыть, как на картинке), две картонные цилиндрические втулки, которые вы наклеите на крышку коробки изнутри, маленькая миска. Подготовьте также карточки с цифрами и плюсами и несколько мисок, куда вы положите орехи, шишки, любые другие мелкие одинаковые предметы.
Между втулками напишите плюс, а на стенках миски — знак равенства. Составляйте примеры, пользуясь карточками с цифрами. Задача ребенка — при помощи аппарата для сложения решить их. Как? Очень просто: в каждую втулку он кладет столько счетного материала, сколько нужно по условиям задачи: в левой втулке — число, равное первому слагаемому, в правой — второму. Сумма слагаемых, то есть правильный ответ, — в миске.
Как и в предыдущей игре, используйте глаголы, которые ребенок затем будет встречать в школьных задачах: «Вчера белочка нашла пять шишек, а сегодня две, сколько их всего?», «Зайка бегал по лесу и увидел под одним деревом три орешка, под другим два. Сколько всего орешков он увидел?»
«Конструктивные треугольники»
Для этой игры я использую монтессори-материал, но вы можете вырезать треугольники из цветной бумаги. Важно, чтобы в вашем наборе были самые разные их виды: равносторонние и равнобедренные, прямоугольные (их можно получить, разрезав квадрат по диагонали). Рассмотрите их вместе с ребенком, пусть он расскажет, что у них общего (три угла), а чем они отличаются (цветом, размером, могут быть прямоугольными и с равными сторонами). Предложите ему найти одинаковые треугольники (методом наложения друг на друга: одинаковые будут полностью совпадать), попробовать сложить другие фигуры: квадрат, ромб, трапецию, параллелограмм, прямоугольник. Пусть малыш убедится, что эти фигуры получаются при сложении двух одинаковых треугольников.
«Математическая кухня»
Детям нравится быть «как взрослые» и в своих играх имитировать повседневную деятельность родителей, например приготовление обеда. Вам понадобится несколько кастрюль и фигурки овощей и фруктов. В этой игре вы будете вместе с ребенком готовить по рецепту, который создадите сами: напишите название блюда (суп, салат, рагу, компот) и укажите, сколько для него нужно фруктов и овощей. Если ваш ребенок уже имеет представление о сложении и вычитании, усложните задачу. Укажите рядом с изображением каждого ингредиента пример: решив его, ребенок узнает, в каком количестве понадобится определенный фрукт или овощ. Осталось все приготовить: выбрать блюдо и сложить в соответствующую кастрюлю нужное количество ингредиентов.
«Математический хоккей»
Для этой игры вам понадобятся крышечки от банок с детским питанием, коробка от набора конфет, ворота от игрушечного хокеея, два магнита и пластмассовые цифры. Сделайте в коробке прорези, как на картинке, наклейте или нарисуйте на крышки изнутри цифры и готовьтесь забивайтесь шайбы. Поскольку крышки-шайбы вы будете вести магнитом, хоккейная коробка должна быть на весу. Один игрок держит ее двумя руками, другой, который двигает магнитом по дну и таким образом перемещает шайбу, — одной. Когда игрок забивает гол, шайба падает в прорезь у ворот.
Условия игры можно менять в зависимости от возраста детей. Малыши 3−4 лет называют цифру на шайбе, которую они ведут к воротам, а также ищут заданную цифру. Дети постарше играют с шайбами двух видов: на одних цифры, на других буквы, и забивать их нужно в разные ворота. Дети, которые готовятся к школе или уже пошли в первый класс, в одни ворота забивают шайбы с четными цифрами, в другие — с нечетными. Также они могут забивать в одни ворота сразу две шайбы, чтобы получить число 10, то есть им нужно выбрать шайбы с цифрами 1 и 9, 2 и 8 и так далее.
«Домики для гномиков»
Подготовьте для этой игры игрушечные домики с разноцветными крышами (вместо них подойдут стаканчики-непроливайки с крышками), камешки или пуговицы тех же цветов, которые нужно разложить в коробочку с ячейками, два игральных кубика (у одного на гранях будут не точки, а цветные наклейки, соответствующие крышам домиков) и пластмассовые цифры.
Ребенок бросает сразу два кубика и определяет, сколько камешков и какого цвета нужно положить в соответствующий домик. Когда в каждом домике будут камешки, вводим новые условия. Пусть малыш при помощи пластмассовых цифр покажет, сколько камешков в каждом домике, расставит дома в порядке возрастания, а затем убывания количества камешков, назовет «соседей» («У домика, где пять камешков, соседи — домики с четырьмя и шестью»). Детям постарше усложняем задание: можно не бросать кубики, а подготовить карточки с примерами и положить под каждую ячейку с камешками. Правильный ответ — это и есть число камешков, которые нужно отправить в домик.
Вы можете сами видоизменять эти игры, усложнять их, придумывать новые. Это не только отличный способ подружить ребенка с математикой, помочь ему увидеть за числами предметы из повседневной жизни, но и возможность весело провести время вдвоем.
Читайте также:
Почему у каждого ребенка должна быть любимая игрушка
«О!» запускает космический флешмоб
Не пропустите прямой эфир программы «О! Дети» 20 апреля в 12:00
Фото: Oksana Kuzmina/Shutterstock.com; личный архив автора