Здоровая, нормальная самооценка — важное условие гармонии в личной и профессиональной жизни. Отношение к себе — это не собственный выбор человека: любая самооценка определяется объективными обстоятельствами. То, как мы относимся к себе, воспринимаем себя, напрямую зависит от атмосферы в семье, где мы росли. Как поведение мамы и папы влияет на формирование самооценки ребенка? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Самооценка и общение со взрослыми
Представление ребенка о себе, отношение к собственной личности возникают в ходе общения. Причем в первые семь лет жизни наиболее сильное влияние на это оказывает общение со взрослыми: родителями и педагогами. С одной стороны, это накладывает на нас, мам и пап, особую ответственность. С другой — одновременно открывает большие возможности для воспитания желательных качеств личности, которые связаны с особенностями представления ребенка о себе.
Общаясь с важными для него взрослыми, малыш получает два очень важных ресурса: уверенность в своей абсолютной ценности и оптимистический взгляд на мир. По словам известного психолога Натальи Николаевны Авдеевой, доброжелательное, теплое, заботливое отношение мамы или другого значимого взрослого формирует у ребенка надежную привязанность. Это, в свою очередь, дает ему так называемую позитивную рабочую модель себя и других людей. У малыша складывается базисное доверие к миру, желание активно исследовать окружающую действительность, устанавливать контакты с другими людьми.
По данным исследования, проведенного Натальей Николаевной, привязанность ребенка к матери напрямую влияет на его отношение к себе. Чем сильнее привязанность, тем выше уровень развития образа себя у малыша.
Важно и то, как воспринимает себя мама. Все то же исследование выявило две группы матерей. Одни — осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, хорошими матерями и хозяйками. Жизнь приносит им больше огорчений, нежели радостей. Другие — оценивающие себя как счастливых, благополучных, довольных собой и своим материнством. Они стремятся планировать свою жизнь и контролировать события, происходящие в ней. Мамы из первой группы больше отмечали умения и навыки ребенка («Пьет из чашки сам», «Может застегнуть пуговицы»), чем личностные качества (любознательность, интерес к творчеству). Они акцентировали внимание на трудностях в общении с ребенком, на негативных изменениях в его личности («Стал более упрямым»). Мамы из второй группы, напротив, были настроены позитивно: они положительно оценивали новые умения и способности малыша, отмечали, что по мере взросления ребенка общаться с ним все интереснее.
Как самооценка меняется с возрастом
Ребенок раннего возраста воспринимает отношение взрослого к себе как к личности. Ему сложно принять в расчет оценку отдельного, конкретного действия. Это значит, что похвалу или порицание за какие-то поступки он воспринимает как личное отношение взрослого к нему. В этом возрасте дети не сравнивают себя с ровесниками, они совершенно равнодушны к их успехам. Их самооценка все еще остается абсолютной, то есть отношение к себе зависит только от того, чувствуют ли они любовь своих мам, пап, других значимых взрослых.
Источники для построения образа себя от года до трех лет значительно изменяются по сравнению с младенческим периодом. Свои крохотные победы малыш переживает как триумф: подняться по ступенькам лестницы, создать куличик из песка — его гордость за себя не вызывает у нас сомнений.
В возрасте от трех до семи лет дети очень много и содержательно взаимодействуют и со взрослыми, и с людьми других возрастов. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок наблюдает за другими детьми, ревностно сравнивает свои достижения с достижениями товарищей. Начинает формироваться относительная самооценка, которая требует сопоставления себя с остальными.
Важнейшее достижение дошкольника — отделение общей самооценки (целостного восприятия себя как к любимому окружающими, важному для них или, напротив, незначимому существу) от конкретной (отношение к успеху своего отдельного, частного действия). Ярче всего она выражается в способности детей по-деловому — спокойно и открыто — относиться к замечаниям взрослого. Четкая и уверенная конкретная самооценка — важнейшее достижение дошкольного возраста, обеспечивающее готовность детей к обучению в школе. Без нее невозможно построение у детей учебных действий и рефлексии.
Если дошкольник окружен любовью и бескорыстной заботой старших, у него сохраняется общая положительная самооценка. Такие дети могут иметь завышенное представление о своих возможностях. Но это даже хорошо: оно поощряет их ставить перед собой трудные задачи, проявлять смелость и упорство.
Что нужно для адекватной самооценки вашего ребенка
Чтобы вырастить человека со здоровой самооценкой, родителям нужно не только быть внимательными к ребенку, но и работать над собой.
Уделите внимание себе
Если у вас есть трудности с восприятием себя, очень важно их осознать и обратиться за помощью к специалисту, чтобы достичь психологической зрелости. Это непростой путь, но его нужно пройти, чтобы не повторять ошибок собственных родителей.
Качественно общайтесь с ребенком с первых дней
Важно не то, сколько времени вы проводите с малышом, а то, как вы это делаете. Когда родитель эмоционально доступен и демонстрирует любовь и принятие, у ребенка появляется положительное самоощущение. А это приводит к переживанию своей ценности, уникальности, пониманию значимости для окружающих.
С самых первых дней разговаривайте со своим ребенком, улыбайтесь ему, берите на руки. Глядя на родителей и действия по отношению к себе, малыш начинает чувствовать самого себя. Взрослый смотрит на него, улыбается, говорит с ним, и так ребенок осознает себя. Вы в этот период — зеркало, в котором младенец видит и узнает себя.
Показывайте младенцу действия, которые можно совершать с различными предметами: погремушкой — трясти, кубики — трогать, матрешку — разбирать. Повторяя за взрослым, ребенок удовлетворяет свою потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в практическом сотрудничестве со взрослым, который становится для него партнером.
Радуйтесь победам ребенка
К трем годам у ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, начинает гордиться своими достижениями. Признавайте эти победы ребенка, малейшие проявления самостоятельности, позвольте предпринимать попытки есть, одеваться, мыть руки, завязывать шнурки. Одобрение и похвала взрослого рождает чувство гордости и собственного достоинства. А огорчение — наоборот: ребенок переживает из-за того, что у него не получилось. Переживая стыд, радость, неуверенность, малыш присваивает отношение других к себе, начинает смотреть на себя глазами родителей.
Помогайте ребенку и уважайте его
В 3−5 лет дети стремятся познать мир и задают массу вопросов, и на этой дороге им нужен проводник. Отвечайте на вопросы ребенка, будьте источником знаний, помогайте ему установить закономерные отношения с миром. Аккуратно давайте обратную связь: в этом возрасте дети склонны воспринимать как личную обиду любое замечание. Уважайте личность ребенка.
В 5−7 лет ребенок стремится не просто к доброжелательному вниманию и уважению, но и к взаимопониманию и сопереживанию со стороны взрослого. Старайтесь отражать чувства ребенка словесно, разделяя их с ним.
Признайте право ребенка быть другим
Наши дети — это не уменьшенные копии нас самих. У них может быть другой характер, другие сильные и слабые стороны. Важно учитывать эти различия, уметь слушать и сопереживать, не требовать от них того, что им не по силам. Не возлагайте на ребенка груз собственных амбиций, даже из самых лучших побуждений.
Лучше понять своего ребенка, разобраться в ваших с ним отношениях вам помогут работы специалистов. Я рекомендую книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и три статьи: «Формирование личности ребенка в общении» Майи Лисиной, «Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве» и «Становление образа себя у детей первых трех лет жизни» Натальи Авдеевой.
Самое главное — любите ребенка и принимайте его, будьте для него опорой. Дайте ему понять, что любовь — это не то, что нужно заслужить, его любят просто за то, что он есть, без условий и оговорок.
Читайте также:
7 советов родителям, чьи дети быстро сдаются
Каждой маме обязательно надо разрешить себе сюсюкать, и вот почему
Братья и сестры: 4 простых правила, которые помогут вашим детям жить дружно
Фото: Rohappy/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com