«Принцесса и дракон» (С субтитрами)«Принцесса и дракон» (С субтитрами)
6+
17:00
«Принцесса и дракон» (С субтитрами)
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
18:10
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
18:10
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал

7 правил, которые помогут вам воспитать ребенка ответственным человеком



Осознание ответственности за свои действия, умение видеть связь между поступками и их последствиями — важный признак зрелости и необходимое для любого человека качество. И его основы закладываются еще в раннем детстве. Как воспитать в ребенке ответственность и какие ошибки совершают родители, объясняет детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, или, иными словами, прогнозировать результаты своих действий. И ребенок может приобрести это качество при помощи родителей и ближайшего окружения.

Способность прогнозировать результаты поступков тесно связана со словесно-логическим мышлением, которое формируется только к первому классу или даже позже. Ребенку физиологически сложно анализировать свои действия, тут нужна помощь родителей, причем с самого раннего детства. Если мы планомерно, естественно формируем эти навыки, то к школьному возрасту ребенок подходит уже с высокой степенью самостоятельности и ответственности. Нельзя начинать работу над этими навыками в шесть лет и рассчитывать на быстрые результаты.


Говорите о причине и следствии

Когда ребенок начинает исследовать мир, ползать, ходить, трогать разные предметы, мамы, боясь, что ребенок травмируется, стремятся его защитить — и иногда слишком усердствуют в этом. В итоге у ребенка не формируется связь между действием и последствиями этого: если уколоть пальчиком иголку, будет больно, если слишом быстро побежать, можно упасть. Взрослым очень важно уметь объективно оценивать, опасна ли среда, в которой находится малыш одного двух-лет, и не ограничивать его физическую активность на всякий случай.

Что делать, если малыш упал, ударился, поцарапался? Мы проявляем сочувствие, но в то же время четко проговариваем, почему так случилось: «Ты наткнулся на острый угол стола, поэтому тебе больно», «Ты бежал по мокрому полу, поскользнулся, поэтому упал». Это нужно делать, даже если ребенок пока не общается с вами вербально. Не будьте многословны, говорите четко: «Ты сделал одно, поэтому случилось другое». Эти речевые формулы ребенок хорошо усваивает, они занимают свое место в его пассивном словарном запасе и актуализируются в нужной ситуации.

Важно вести такие разговоры и позже, когда ребенок уже старше. И уделять внимание нужно не только тому, как поступки малыша скажутся на нем самом, но и последствиям для других: «Не обижай кошку, ей больно», «Не кидай камнями в птиц, ты можешь их поранить», «Не ломай ветки у дерева, оно тоже живое». Четко устанавливайте правила общения с другими людьми: «Если ты будешь драться, другие малыши не станут с тобой дружить».

Читайте книги и смотрите мультфильмы

Эти разговоры — не самое главное. Чтобы четко осознавать ответственность за свои поступки, ребенок должен ее видеть в реальности. Все дети смотрят мультфильмы, и практически в каждом есть хороший и плохой герой, хитрый и честный, жадный и щедрый, подлый и порядочный. Обращайте на это внимание ребенка, учите его следить за сюжетными линиями и понимать, почему плохой герой в итоге всегда наказан, а хороший побеждает.

Можно начать с более простого — со сказок. «Теремок» читают в раннем детстве, и уже в три года малыш способен понять, почему домик зверей развалился, когда в него залез медведь, почему другие лесные жители его простили и стали строить новый дом все вместе. Для взрослого человека это кажется простым и очевидным, ребенку же нужно проделать работу, чтобы самостоятельно сделать выводы.

Постепенно, при помощи других сказок, ребенок будет приходить к более сложным для него умозаключениям. Почему у Золушки платье во время бала стало превращаться в лохмотья? Потому что она не следила за временем, хотя фея ее предупреждала. Если во время чтения мы будем говорить с ребенком об этом, то и в более старшем возрасте он станет применять эту технику вопросов и ответов, искать взаимосвязи между поступками и последствиями. Когда маленький человек знает, что следует за его действием, он уже может понимать, стоит ли ему так поступать или лучше воздержаться. Так формируется ответственность.

Будьте примером

Еще один важный способ воспитания ответственности ребенка — собственный пример родителя. Не имеет значения, сколько и о чем мы говорим ребенку, если в своей семье он видит совсем другое, и старшие нарушают те правила, которые стремятся ему привить. Например, бесполезно много говорить о том, как важно быть вежливым и приветливым, смотреть мультфильмы на эту тему, но при этом, приходя домой после работы, вступать в перепалки с супругом или нелестно отзываться о своих коллегах прямо при ребенке. У него рушатся представления о том, как надо поступать.

Воплощайте в жизнь то, чему учите ребенка. И говорите не только о позитивном (как хорошо будет, если поступать определенным образом), но и негативном (что случится, если чего-то не делать). Например: «Я хотела вырастить розы на даче в этом году, но плохо за ними ухаживала, поэтому они погибли».

Поручайте ребенку обязанности по дому

У каждого ребенка с раннего возраста должны быть обязанности по дому. Необязательно поручать ему что-то серьезное, важно, чтобы ребенок даже при помощи мелких поручений понимал, что такое обязанности и как их выполнять. Это может быть совсем простое дело, например положить после обеда свою тарелку и ложку в раковину, но он должен каждый день его выполнять. Когда он пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности. Сейчас с этим проблемы: родители стремятся оградить ребенка от всего, тем самым замедляя его взросление. А между тем эти навыки самообслуживания —  основа умения организовать свою жизнь, упорядочить пространство вокруг себя.

Как поручить ребенку какое-то дело, которое будет его обязанностью по дому? Когда он спокоен, не возбужден, не огорчен, проведите с ним беседу: «У каждого есть домашние обязаности. Я готовлю, а папа ходит за продуктами в магазин и пылесосит. Теперь и у тебя будут обязанности: помогать мне накрывать на стол и убирать за собой после обеда». Не забудьте пояснить, почему это важно: «Ты мне очень этим поможешь, ведь я сильно устаю». Затем поговорите о том, как это нужно делать и что будет, если ребенок станет пренебрегать обязанностями. Если мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным, нужно придерживаться четкой системы поощрений и наказаний.

Этот вопрос должен обсуждаться всей семьей и в присутствии ребенка, если ему больше трех лет. Еще раз нужно сказать о том, что у всех есть права и обязанности, а также ответственность за невыполнение порученного. Можно привести пример с работой: «Если я не буду ходить на работу, мне сделают выговор, а потом уволят». Спросите у ребенка, какие бы он сам придумал себе наказания за нарушение правил, обсудите это всей семьей. Будьте последовательны в принятом решении, не меняйте его каждую неделю.

Будьте последовательными

Во многих семьях остро стоит вопрос уборки игрушек. Обычно эту обязанность поручают детям, а те нередко ею пренебрегают. Пока ребенок маленький, можно приучать его к этому в форме игры, устраивая соревнования: кто быстрее соберет игрушки, он или мама. Когда он уже сознательно не хочет убирать за собой, некоторые мамы переходят к угрозам: «Не буду убирать вместо тебя, играй в бардаке», при этом все равно наводят порядок сами. Ребенка это ничему не учит.

Как показывает моя практика, если действительно не помогать ребенку прибираться, на третий день он уже не может сам найти свои игрушки. Тогда он пытается как-то организовать это пространство и самостоятельно навести порядок. Немногие мамы согласятся терпеть в своем доме трехдневный бардак, но это правда работает и учит ребенка ответственности.


Обращайтесь к творчеству

Есть более творческие способы формирования ответственности, которые опосредованно учат ребенка видеть, что и как меняется при определенных условиях.

Играйте с детьми, изучая цепочки последовательностей. Например, можно изучать развитие некоторых животных: икринка — головастик — лягушка. Делайте это в музеях, а дома при помощи мультфильмов и энциклопедий. Устройте на окне домашний огород, поручите ребенку поливать пророщенное зернышко или всходы салата: детям это интересно и учит ответственности, потому что они видят, что происходит в результате их действий. Обсуждайте, как каждый день меняется росток.

Используйте разрезанные картинки: ребенок будет восстанавливать из кусочков цельный сюжет и придумывать рассказ по нему. Это прекрасно развивает словесно-логическое мышление, а если на картинке было изображено какое-либо действие, это помогает осознать причинно-следственные связи.

Доверяйте ребенку

Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Часто мы недооцениваем его возожности и хотим побыстрее закончить какое-то дело, которое он в состоянии выполнить самостоятельно. Некоторые родители школьников сами пишут за них рефераты, если дети забыли это сделать, ведь ребенку нужно дать выспаться, а двойки допустить нельзя. И это сильно мешает ребенку осознать ответственность за свои поступки или бездействие.

Уже в детском саду малыш получает задания на дом: поделки или упражнения в прописях. Очень важно объяснить ребенку, что надо делать, убедиться, что он понял последовательность действий. Проверьте, что получилось в итоге, но не вмешивайтесь в процесс без запроса. Всегда давайте малышу понять, что вы не сомневаетесь в его умениях, что он со всем справится. И никогда не делайте работу вместо него, даже если вам кажется, что сам он ничего не выполнит. Дети, которые пытались выполнить задания сами, уже к первому классу были довольно самостоятельными.

Читайте также:

«Я не согласен»: научите ребенка спорить

5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка

4 причины, почему ребенок не делает домашнее задание, и как это исправить

Фото: Maria Sbytova/Africa Studio/Pressmaster/Evgeny Atamanenko, Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти