«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться




Еще 30 лет назад родители жаловались, что у детей «одна улица на уме», что они слишком много времени проводят с друзьями. Многие современные мамы и папы были бы рады, если бы ребенок больше гулял на улице, а не сидел дома, не в силах оторваться от компьютера или смартфона. Родители XXI века всерьез беспокоятся о том, что, возможно, у их детей есть компьютерная, игровая или интернет-зависимость. Что это такое и как с этими проблемами бороться? Может ли увлечение компьютерными играми приводить к позитивным результатам? Своим мнением и советами для родителей делятся психолог и эксперт «Лаборатории Касперского».

Ольга Бочкова, руководитель и тренер «Академии детской безопасности», клинический психолог, детский игровой терапевт
Ольга Бочкова, руководитель и тренер «Академии детской безопасности», клинический психолог, детский игровой терапевт

Если у человека есть навязчивая потребность в использовании чего-то, например гаджетов, значит можно говорить о зависимости. Если он не может преодолеть свое патологическое пристрастие, контролировать свое влечение, то эта зависимость становится предметом пристального внимания врачей. Это научный подход, а в бытовом плане многое, что мы называем зависимостью, ею не является. Более того, многие ученые склонны выделять не просто компьютерную или интернет-зависимость, а отдельные ее разновидности: зависимость от игр, соцсетей, компульсивной проверки новой информации.

Что такое игровая зависимость и как ее распознать

«Если ваш ребенок играет в компьютерные игры более двух часов в день — он зависим от них». Вот такого признания ждут от меня родители. Но одного лишь этого признака мало, чтобы вести речь о зависимости.

Посмотрите, бывают ли у ребенка периоды отвлечения от игр? Может ли он хотя бы на пару часов забыть о существовании гаджетов и общаться с другими людьми в реальной жизни? Как часто он запускает приложения и каков потребляемый им трафик? Раздражен ли ребенок, если не может подключиться к интернету? Становится ли ребенок агрессивным, если вы просите его отвлечься от игры или вовсе остановить ее?

Ответы лишь на один-два вопроса не дадут вам полной информации о наличии зависимости. Только сочетание сразу нескольких факторов говорит о возможной болезни. Среди этих факторов обязательно будут и изменения в здоровье ребенка: ухудшение сна, аппетита, настроения вне игры.

У кого может быть эта проблема

Надо сказать, что чистой формой компьютерной и интернет-зависимости страдает каждый пятый из 100 человек. Сильнее всего подвержены развитию зависимости маленькие дети. Чем младше ребенок, тем быстрее он привыкает к гаджетам. В дошкольном возрасте родители сами подталкивают детей к зависимости: к нам очень часто обращаются родители, которые не могут отучить детей от постоянного просмотра видео от YouTube-блогеров. Самому маленькому ребенку с зависимостью в нашей практике было два года. При этом малыша в таком возрасте намного легче отвлечь от компьютера, чем более взрослого, для этого достаточно предложить совместную игру с родителями.

В школьном возрасте зависимости подвержены неуверенные в себе дети, ребята со сложностями в реальном общении и трудностями во взаимопонимании. В подростковом возрасте к этому добавляются сложности в общении с противоположным полом, завышенные ожидания от родителей или от окружения. На это накладывается отсутствие понимания со стороны родителей и родительского контроля.

Так, например, по данным «Лаборатории Касперского», чаще всего родители перестают контролировать время пребывания своих детей в гаджетах именно тогда, когда ребенок переходит из возрастной группы 10−12 лет в группу 13−15 лет. Ребенок предоставлен сам себе, родители заняты работой, ему скучно. Компьютер и игры, бесспорно, альтернатива скуке, они предложат всегда новый, меняющийся контент, который способен удержать у экрана надолго.

Как бороться с зависимостью

Как и любая другая зависимость, компьютерная, если это именно она, требует вмешательства врача-психиатра и психолога, полный компьютерный детокс, чуткое отношение родителей на протяжении всего периода борьбы с патологическим пристрастием в поиске интереса к реальной жизни.

Заметьте, что даже младший школьник, привыкший проводить время за компьютером, не сразу придумает, чем заняться самостоятельно. Ему нужна альтернатива, подсказанная родителями. Проанализируйте, от чего именно ваш ребенок больше всего зависит в интернете: игры, общение, соцсети, поиск информации, знакомства, и найдите для него интересную замену в реальности.

  • Расширяйте круг знакомств ребенка — ничто не заменит реальное общение.

  • Если ребенок испытывает трудности — выберите занятия, которые помогут ему наладить коммуникацию: театральный кружок, спорт.

  • Сделайте пребывание за компьютером полезным: курсы программирования вам в помощь.

  • Обратите внимание и на себя — сложно отучать ребенка от гаджетов, если вы сами проводите большую часть времени за компьютером. Здесь стоит выработать правила, которых будут придерживаться все члены семьи. Например, нет телефону за столом или в воскресенье — это компьютерный детокс.

  • Говорите с ребенком: выстраивайте доверительные, принимающие и понимающие отношения, знайте, что происходит у него в жизни, тогда вы скорее поможете избавиться ему от зависимости.

Мария Наместникова, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете
Мария Наместникова, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете

Столкнувшись с тем, что компьютерные игры — это единственное, что интересует ребенка, родители нередко хотят решить вопрос радикально, лишив его доступа к гаджетам. Так делать бесполезно.

Запрещать или ограничивать?

Полностью ограничивать доступ ребенка к играм, в которых он заинтересован, неразумно и неуместно. По нашим данным, 9 из 10 школьников хотя бы время от времени играют в компьютерные игры, а запрет на них может сделать из ребенка белую ворону или даже исключить его из социальной группы. Особенно это касается мальчиков — из них 83% говорят о том, что проводят время в сети именно за игрой.

Мы рекомендуем регулировать продолжительность игры с помощью решений для детской онлайн-безопасности. Они позволяют лимитировать время работы с определенными группами приложений и конкретными программами. Если же речь о телевизионной приставке, то здесь вместо специальных решений вы можете воспользоваться настройками консоли. С помощью программ для детской онлайн-безопасности и внутренних настроек самих устройств можно ограничить выбор игр по возрастному рейтингу, например, запретить младшекласснику играть в игры с маркировкой 16+ и 18+. Это так же важно, как и время, проведенное ребенком за игрой.

Кроме того, мы рекомендуем ограничить доступ детей до 12−13 лет к массовым многопользовательским онлайн-играм. Именно они более рискованные в плане зависимости — такие игры «привязывают» детей социальными связями, проведенным в них временем и потраченными в игре деньгами.

Оптимальное время игры — согласно Ассоциации педиатров США и многим современным исследованиям — 1−2 часа в день, если ребенок может себе это позволить без ущерба для других, более важных дел (уроки, сон, еда, гигиена). Чем раньше вы установите это правило, тем лучше: если вы попытаетесь резко и внезапно ограничить время игры подростку, это спровоцирует конфликт.

Как любовь к играм может помогать в школе

Все игры в умеренном количестве полезны. Более того, по данным различных исследований, умеренное увлечение компьютерными играми в развлекательных целях позитивно коррелирует с высокими оценками по математике и естественным наукам. Австралийский ученый Альберто Поссо даже предположил, что все дело в том, что в играх детям постоянно предлагаются задачи, требующие умения быстро читать, логически мыслить и производить вычисления. Таким образом, играя, они тренируют эти навыки

Кроме того, обучающие игры могут в интересной форме объяснить ребенку сложные вещи и научить его чему-то новому. Геймификация обучения — это тренд, о котором уже говорят даже в школах, и обучающие игры полезны. Не забывайте, что и развлекательные игры в умеренном количестве не вредны, а ребенку наверняка хочется поиграть в то же, во что играют его лучшие друзья, а не только в «Веселый английский алфавит». Разумеется, всегда нужно помнить о возрастном рейтинге игры, поскольку ребенок может быть не готов воспринимать ее содержимое.

Какие перспективы открывает увлечение играми

Есть мнение, что пристрастие к играм, как любое хобби, может приносить пользу: якобы вчерашний геймер может стать успешным IT-специалистом, разработчиком игр или даже киберспортсменом. Отчасти это справедливо. Мне известны примеры, когда нормальное увлечение компьютерными играми в детстве или подростковом возрасте приводило к хорошим результатам: эти ребята становились замечательными экспертами, причем в самых разных областях.

У меня был опыт работы в игровой индустрии. Там в разработке нет людей, которые не играют. Современные мальчики (и девочки) нередко мечтают о том, как приложат свою руку к созданию новой популярной игры. И очень здорово, если их мечты сбудутся. В геймдеве (разработке игр) у меня был коллега — очень хороший программист, который научился писать код еще в младшей школе, потому что хотел создать свою собственную игру. И речь идет о школьнике из 90-х, изучавшем программирование своими силами, без «Википедии», за своим компьютером, работавшем еще на Windows 95! А лучшим дизайнером в команде (игровой дизайнер придумывает правила игры, рассчитывает разные величины — скорость движения персонажей, урон и так далее) был молодой человек, переигравший, кажется, во все возможные игры, вышедшие за последние 15−20 лет.

Киберспорт — это часть игровой индустрии, так что, с одной стороны, сбрасывать его со счетов не стоит, сейчас он активно развивается. С другой стороны, как и с любым профессиональным спортом, нужно понимать, что занимаются им сотни тысяч людей, а реально зарабатывают (пусть не миллионы, а хотя бы сотни или тысячи долларов) — просто сотни. К тому же киберспорт — это не просто страсть к игре, это реальный спорт — со значительными финансовыми вложениями (как в саму игру, так и в «железо»), тренировками, изучением механик, индивидуальным мастерством, слаженной работы команды, колоссальными затратами времени.

Поэтому не стоит предполагать, что если ребенок на обычном компьютере со своими одноклассниками бегает в Counter-Strike несколько раз в неделю и даже иногда побеждает, то это значит, что через пару-тройку лет он может внезапно «взойти на пьедестал», держа в руках миллионный чек. Ведь игра во дворовый футбол не гарантирует ребенку чемпионского титула FIFA. Как и реальный спорт, киберспорт требует принятия решения: «Я хочу заниматься этим профессионально». И тогда это другое время игры, другие вложения, другое отношение к процессу.

Но здесь очень важно понимать, что такие перспективы можно связывать лишь с нормальным, не болезненным увлечением играми. Игровая зависимость — это совсем другое дело. Это болезнь, которая требует участия специалистов. У зависимости нет никаких положительных сторон.

Читайте также:

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

«Я не согласен»: научите ребенка спорить

5 видов творчества, которые помогут ребенку пережить стресс

Фото: VGstockstudio/Roman Samborskyi/Elena Sherengovskaya

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти