«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
6:00
«Приключения Ам Няма». Мультсериал
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
7:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
7:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу – мы их учим сидеть и молчать



8 важных цитат Сергея Казарновского об образовании, творческом подходе и талантливых детях.

Несмотря на то, что каникулы только начались, не успеем мы оглянуться, как наступит 1 сентября, а с ним и новый учебный год. Многие родители ждут его с нетерпением, другие — с тревогой. О настоящей роли школы в образовательном процессе, о творческом подходе к урокам и о том, как воспитывать талантливых детей, «О!» поговорил с Сергеем Казарновским, директором одной из самых необычных школ Москвы, «Класс-центра», и публикует 8 самых ярких цитат педагога.

Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»

Про воспитание

Способность родить детей есть практически у каждого, но это не значит, что все умеют воспитывать детей. Воспитание — это процесс постоянного поиска точек соприкосновения с их жизнью. Иногда нужно подстраиваться под них, но проявлять интерес — всё время! Только тогда возникает взаимное уважение.

Про семью и школу

Сейчас тяжело выбрать хорошую школу. Как сказала одна моя замечательная коллега-педагог: «До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать.». Но обычно к июню родители уже всё знают об учебном заведении, в которое 1 сентября пойдут учиться их дети. Мы много говорим с мамами и папами на встречах с родителями, они, конечно, переживают. И правильно, кто, если не они? Роль семьи в процессе воспитания и образования ребёнка невозможно переоценить, она без сомнения самая главная, никто не может дать больше, чем семья. Школа — это школа, и в современном мире родители привыкли, что всю воспитательную работу выполняет она. Но на самом деле мы всего лишь помогаем: создаем точки соприкосновения между детьми и родителями и даём знания.

Про стереотипы в образовании

Возможно, я сейчас кого-то удивлю, но я совершенно уверен, что дети ни на что не замотивированы. Но их можно заинтересовать, если предложить им что-то необычное. Этим и должно заниматься образовательное учреждение. Одна из главных претензий к системе образования — это формирование шаблонов в голове у детей. Перед тем, как дать задачу, учитель обязательно показывает пример. Увы, мы тоже не можем целиком избавиться от стереотипов, но наша школа, та среда, в которой находятся и учителя, и ученики, создана таким образом, что волей-неволей приходится что-то придумывать и изобретать, потому что это делают все вокруг. Да, школа — это конвейер, но на нём не чушки и болванки, а дети, совершенно разные, талантливые, умные, замечательные.

Про талантливых детей

Творческие дети могут вырасти в любой семье, даже у инженера и экономиста. Я сам — сын инженеров-строителей. Всё зависит от того, как живёт семья. Иногда в творческих семьях дети выбирают совершенно другие специальности. Бывает и такое, что в возрасте 6−7 лет видно, что у ребёнка настоящий талант, он в чём-то просто гениален. Самое интересное, что чаще всего, в итоге этот талант он начинает использовать в совершенно другом направлении.

Некоторые думают, что одарённость — это некий дар, например, абсолютный слух, но моё определение «одарённого ребёнка» совпадает с определением Александра Григорьевича Асмолова. Одарённый ребёнок — это ребёнок у которого есть дар хотеть узнать что-то новое. Когда ребёнок, глядя на перевёрнутый барабан, говорит, что это — окончание ноги слона, это восхищает. Это значит, что он еще не попал во власть шаблонов и стереотипов, он умеет выходить за обозначенные пределы.

Про математику и творчество

Многие дети, да и взрослые, думают, что творческим людям математика не нужна. Такая, какую её преподают в современных школах — действительно. Но на самом деле, математика — один из самых интересных школьных предметов, она дает людям уникальную возможность научиться порядку действий. Всё, что происходит в жизни, должно идти по порядку, и вот это действие не может происходить раньше этого — этому учит математика. Сколько учителей-гуманитариев не могут провести простейшую викторину! Они не способны выстроить её так, чтобы интрига сохранялась до самого конца. Это простейшая режиссура, а режиссура — это математика. Формулы тоже имеют свою красоту: вы только посмотрите на квадратное уравнение. Но чтобы дети эту красоту увидели, педагог должен им её показать. Так что в творчестве гораздо больше математики, чем мы привыкли думать.

Про технологии

Современные ФГОСы в начальной школе предусматривают использование технологий, но это совершенно не значит, что все без исключения учителя умеют делать это во благо образовательного процесса. Однажды мы с делегацией Министерства образования приехали в Париж и спросили: «Скажите, а у вас во всех школах есть электронные доски?» Нет, отвечают, у нас их вообще мало. «А у нас во всех!» — гордо говорим мы. Только учителя, на самом деле, пользоваться ими не умеют. Но самое важное, что живое общение с учителем и родителями технологиями не заменишь.

Про импровизацию

Подход важен буквально во всём. В нашей школе уже несколько раз была ситуация, когда набирали по три класса, но называть третий класс буквой «В» никто не хотел. Есть у наших педагогов такая примета. Что делать? Один раз мы подумали и решили назвать класс по инициалам классного руководителя, Оксаны Маценко. Получилось «Ом» — очень звучно, ребятам понравилось, так они до выпуска и были «Омовцы».

4 года назад мы до самого начала учебного года не могли придумать, как назвать класс, инициалы в этот раз были неподходящие: «ТГ», «МР», в общем, не получалось. Но к ночи 31 августа нам пришла в голову мысль сделать классы, как в известной загадке — «А», «И», «Б». Все были очень довольны. Конечно, в документах букву «И» у нас не приняли, но в школе об этом не знает никто. В отчетности это класс «В», но на самом деле — «И». Вот такая жизненная импровизация и творческая свобода. Я считаю, что без неё не должно быть школы.

Про раннее развитие

У меня есть совершенно конкретная позиция по раннему развитию. В этой ситуации никакой радикализм не приемлем, не должно быть никакого сумасшествия. Когда родители переносят свои несостоявшиеся мечты и надежды на ребёнка — это беда. Я не дам точного рецепта, каждый родитель должен смотреть на своего ребёнка и развивать в нём то, в чём он хорош, то, что ему нравится, но при этом мамы и папы, безусловно, должны иметь чувство человеческой меры.

Читайте также:

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

11 цитат учителя истории о современном образовании в России

Фото: vk.com/klass_centr

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти