«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»

9 вопросов про первый класс: отвечает Сергей Плахотников



В преддверии нового учебного года «О!» продолжает серию разговоров о школе, учителях, учениках и учебных программах. Сегодня мы поговорим о том, что такое подготовка к школе и какими главными навыками должен обладать будущий первоклассник. Об этом «О!» рассказал руководитель начальной школы «Новой школы» Сергей Плахотников.

Сергей Плахотников, руководитель начальной школы «Новой школы»
Сергей Плахотников, руководитель начальной школы «Новой школы»

Как маме самостоятельно проверить, готов ли будущий первоклассник к школе?

Согласно программе первого класса, читать и писать ребёнка должна научить школа, так что эти навыки как раз не ключевые. Будущий первоклассник должен быть хорошо физически развит, он должен иметь необходимые графические навыки — уметь рисовать прямые линии, овалы, круги, понимать, что такое квадрат. Скорее всего, к этому возрасту он уже может считать до десяти, двадцати или тридцати, но в первом классе ему всё равно придётся ещё раз этому учиться.

Мне кажется, что к первому классу ребёнок должен уметь завязывать шнурки, самостоятельно одеваться, мыть руки после посещения туалета и организовывать своё питание: знать, где первое, где второе, уметь объяснить, что он любит, что не любит, что вообще никогда не ест. Также у него в этом возрасте должен быть хорошо развит кругозор, он должен знать достаточное количество сказочных героев из народных и авторских сказок.

В общем, чтобы пойти в школу, ребёнок должен быть самостоятельным существом. А задача школы — сделать ребёнка грамотным: научить читать, писать, считать.

А что бы вы тогда назвали подготовкой к школе, раз читать, считать и писать учат в первом классе?

Мне вообще не понятно такое понятие, как подготовка к школе. Ребёнок живёт своей жизнью, и, как совершенно ожидаемый этап, в этой жизни наступает школа. К этому времени хорошо бы, чтобы он стал самостоятельным человеком, который понимает, что такое плохо и что такое хорошо, умеет дружить, играть и соблюдать правила в этих играх, а если кто-то не соблюдает правила, то он умеет возмущаться и сможет предъявить счёт тому, кто эти правила нарушает. Ребёнок знает, что ему интересно, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, какие книжки читать и кто у него любимый герой. Он всё знает, всё понимает и готов учиться.

Неужели все современные первоклассники обладают этими качествами?

Нет, на самом деле таких детей практически нет. К сожалению, в школу приходят совсем не готовые к школе дети. Они не могут завязать шнурки и не умеют пользоваться ложкой. Это результат родительской гиперопеки. При этом большинство детей просто измучены «подготовкой к школе», у них просто отсутствует мотивация учиться, поэтому в первом классе нам приходится работать именно с мотивацией.

Как вы это делаете?

Если учёба организована так, что детям неинтересно, то как вообще они могут быть мотивированы в этом случае? Но дети приходят в школу именно для того, чтобы учиться. Им этого очень хочется, у них в голове есть образ: вот они учатся, вот становятся успешными, вот им говорят писать закорючки, они пишут, их хвалят. А потом они внезапно сталкиваются с тем, что этого не происходит! Более того, те закорючки, которые они собирались писать, совершенно не соответствуют тем, которые заставляют! Никто вообще не интересуется ожиданиями детей. Они просто должны соответствовать определённым стандартам, чтобы учителю было удобно их учить.

И что в этот момент должны говорить ребёнку родители?

Родители должны и могут говорить следующее: «Слушай, даже если тебе очень сложно, я всегда буду тебя поддерживать, я всегда буду на твоей стороне!» Всё.

Первая учительница — важнейший человек в школьной жизни ребёнка. Как правильно выбрать педагога в начальной школе?

Родителям вовсе не обязательно видеть и знать учителя заранее. Если они идут в эту школу, значит, они ей доверяют. Мне кажется, что первое и самое главное педагогическое качество, как ни странно, сомнение. Педагог — это человек сомневающийся. Он как бы присматривается к детям и изучает их, думает, подходит ли им программа, как эту программу перевернуть так, чтобы её дети усвоили. Это человек, который сомневается, ищет, находит и вместе с детьми движется к успеху. Важен еще один момент: это должен быть педагог, у которого к детям нет вопросов. Он не спрашивает у них ничего, он так строит ситуацию, чтобы вопросы задавали дети.

Можно спросить — сколько будет 2+5? И учитель, задавая этот вопрос, конечно, знает на него ответ. А как задать вопрос так, чтобы была ситуация неопределенности? Очень просто: «Ребята, а кто из вас знает, сколько будет 2+5?» Звучит совершенно по-другому, потому что здесь есть исследовательская позиция! Ведь кто-то не знает!

Наш педагог, Алексей Юшков, автор программы «Загадки природы» по окружающему миру, любит показывать своим ученикам всякие видеоролики. Дети их смотрят, а он в конце спрашивает: «Ну и какие у вас вопросы?» И дети начинают спрашивать: «А там, например, были крокодил и птичка, и вдруг эта птичка прыгает под крокодила, а он её не ест! А мы думали, что крокодил ползает, а он вдруг вскочил на все четыре лапы и побежал, а правда, что крокодилы бегают? А что это за птичка такая? А почему он её не ест?»

Ставят ли сейчас оценки в первом классе?

Я видел тетрадки первоклассников, в которых есть оценки, но начальная школа вполне может существовать без отметочной системы, потому что для нас важно вырастить ребёнку самооценку, а она растёт только в ситуации безотметочной, но это не значит, что безоценочной. Вот смотрите, ребёнок написал диктант и допустил там три ошибки. Педагог ему говорит: «Я проверила твой диктант, ты допустил три ошибки, две ошибки у тебя связаны с безударной гласной в приставках, а еще одна — падежное окончание. Для того чтобы тебе в дальнейшем их избежать, давай придумаем тебе тренировку». Вот это содержательная работа, ребёнок понимает, что у него проблемы не на формальном уровне, а на содержательном.

А задают ли домашние задания?

На мой взгляд, домашнюю работу в первом классе задавать можно. Ребёнок вполне в состоянии сосредоточиться на десять минут и выполнить короткое задание, данное ему учителем, у него должна складываться привычка к самостоятельной работе, а она с потолка не берётся. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась привычка, должна быть воля взрослого.

А если у ребёнка с самостоятельной работой никак не клеится и всё время хочется, чтобы ему помогала мама, как маме лучше всего себя вести в этой ситуации?

Маме лучше в этой ситуации повести себя следующим образом: она должна всё время быть дурочкой и задавать вопрос: «Чем я могу тебе помочь? Мне за тебя буковку написать? Вот, я написала, только ты учительнице скажи, что это я за тебя написала, когда она будет проверять твою работу. Чем я ещё могу тебе помочь? Решить за тебя задачу?» Хорошо, мама решила за него задачу, всё объяснила, только тогда честно будет написать в тетради: «Решала мама!» Со временем критическая масса маминого участия будет постепенно уменьшаться, потому что ребёнку будет стыдно признавать, что за него всё решала мама. Но так действовать можно только в том случае, если учитель готов вам подыграть.

Читайте другие интервью на «О!»:

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»

Фото: пресс-служба «Новой школы»

ЭКСПЕРТ:
Маша Пчёлкина
Мама двоих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти