До начала учебного года осталась всего пара недель! Для родителей будущих первоклассников «О!» составил целую энциклопедию статей по подготовке к школе, а этот текст предназначен специально для тех, у кого в запасе ещё остались один-два года на подготовку. Рекомендациями, которые помогут ребёнку легче адаптироваться к школе, делится психолог Анна Скавитина.
Итак, решено. Ребёнок идёт в первый класс. Подготовку лучше всего начинать за год до поступления: выбрать школу, познакомиться с требованиями к детям, привыкнуть к регулярным занятиям. Может быть, отдать ребёнка на подготовительные курсы при школе, чтобы познакомиться с будущими одноклассниками и учителем, или организовать самостоятельные занятия дома. Это всё важно, это даст возможность ребёнку понять, куда он идёт и что его ожидает. Но есть ещё много разных не менее важных вещей, которые заранее подготовят ребёнка к новому этапу жизни и сделают адаптацию легче. Речь идёт о базовых навыках самостоятельности.
Много раз в психологической практике я сталкивалась с ситуациями, когда здоровый умный ребёнок оказывался настолько не готовым к самостоятельному пребыванию в школе, что мама или бабушка сидели под дверями кабинета, а то и за задней партой весь первый и второй класс, сопровождали ребёнка в туалет, вместе собирали вещи после урока. Нет, мамы и бабушки и рады были бы не присутствовать, занимаясь своими делами, но дети вцеплялись в них мёртвой хваткой — так им было страшно.
Чтобы процесс проходил спокойнее, а ребёнок и мама были готовы некоторое время находиться отдельно и доверять друг другу, навыки самостоятельности важно постепенно наращивать, начиная как минимум за год до школы. Вот чем стоит заняться в первую очередь.
Организовать рабочее место
В 4−5 лет у ребёнка должно появиться своё рабочее место, за которым он может рисовать, клеить наклейки, лепить из пластилина
Составить расписание
Ребёнку пригодится умение следить за своим расписанием, знать дни недели и время. Желательно, чтобы расписание занятий появилось у него хотя бы за год до школы. В нём должны быть выделены дни недели, в которых отмечены дополнительные занятия, кружки, семейные еженедельные дела и указано время — нарисованы обычные или электронные часы. Указывайте время на дорогу, время на сборы перед выходом из дома прямо в расписании. Так мы учим ребёнка ориентироваться во времени, приходить вовремя. Составлять расписание и вносить изменения туда желательно вместе с ребёнком. Можно отмечать наклейками в течение или в конце дня, что сделано, а что нет. Обсуждать, почему так произошло и что можно перенести на другой день.
Научить следить за своим внешним видом
Ребёнок должен отличать свои вещи от чужих и знать, где они лежат, чистыми пользоваться, грязные относить в мешок для стирки. Если ребёнок ходит на дополнительные занятия, то лучше подготовить ему список вещей с рисунками и указать там, что нужно собрать для занятий. Прикрепите список с внутренней стороны шкафа. Пусть ребёнок собирает сумку с вещами по картинкам вместе с вами. Потом он будет делать это сам, а вам останется только проверить, правильно ли всё собрано. Ещё чуть позже эта задача полностью перейдёт в зону его ответственности. Да, он может что-нибудь забыть, но ему важно столкнуться с тем, что бывает, когда что-нибудь не взял, чтобы понять, зачем собирать всё по списку. Считайте, что ребёнок готов собирать портфель сам. Список учебников и канцелярии по дням недели с картинками будет полезен и в начальных классах. Подготовьте его вместе с ребёнком.
Поручить домашние обязанности
Регулярные домашние обязанности приучат к ответственности, которая нужна в школе: кормить-поить домашнего питомца, поливать цветы, убирать со стола и тому подобное. Важно, чтобы эти небольшие дела были ежедневными. Не стоит добавлять новые домашние обязанности во время первого класса, достаточно новой ответственности в школе. Но привычные задачи могут остаться, если не занимают много времени.
Научить правилам гигиены
К этому же времени ребёнок должен научиться ежедневному самостоятельному ритуалу гигиены: почистить зубы, принять душ, переодеть пижаму, самостоятельно воспользоваться туалетом, убрать за собой в ванной, расстелить себе постель вечером и заправить её утром.
Конечно, стоит хвалить ребёнка на самостоятельные проявления, за старание что-то сделать самому, за то, что он хочет взять на себя ответственность. По возможности лучше не доделывать то, что он может сделать или доделать сам. По крайней мере, у него на глазах, напоминая ему, что он ничего без мамы не умеет.
Некоторые родители рассказывают ребёнку про будущую школу с большим восторгом, так что дети начинают думать, что поход в школу — это непрерывный праздник. На входе их ждёт большое разочарование: школа совсем не праздник, а большая работа, которая, правда, может быть очень интересной. Разговаривая с ребёнком про школу, рассказывайте правду: там можно многому научиться, если слушать учителя, читать книги, познакомиться с новыми детьми, но придётся много трудиться, учить уроки. Идти в школу — это повод для гордости, показатель того, что ты растёшь и взрослеешь.
Для мамы ребёнок-первоклассник — это тоже новая ступень материнства и ответственности. Одна моя приятельница, родив третьего ребёнка и отдав старшего в первый класс, сказала: «Не понимаю, зачем дают мамам декрет в первый год жизни? Он же только ест и спит — почти и делать ничего не надо. Надо давать декрет, когда ребёнок идёт в первый класс — ужас, сколько работы!»
Обучая ребёнка навыкам самостоятельности перед школой, мы одновременно учим себя отпускать его, доверять его умениям, разрешаем ему и себе взрослеть.
Другие статьи Анны Скавитиной:
Перестаньте «дружить» со своими детьми
9 советов, которые помогут вернуться к школьному режиму после каникул
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Фото: Shutterstock.com