«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
11:45
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
14:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)
6+
17:00
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом



Слово «оптимизм» происходит от латинского слова «наилучший». Но что значит это понятие в современных условиях? Какую роли играет оптимизм в гармоничном развитии ребенка и как родители могут этому способствовать? Рассказывает психолог Наталья Писаренко.

Писаренко Наталья Александровна, Юнгианский аналитик, детский психотерапевт, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), РОАП (Российское общество аналитической психологии)
Писаренко Наталья Александровна, Юнгианский аналитик, детский психотерапевт, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), РОАП (Российское общество аналитической психологии)

Оптимизм и два типа людей

«Здоровый оптимизм» — это умение видеть не только светлые, но и темные стороны нашей жизни.

Сегодняшних детей и взрослых можно разделить на две группы и отметить, что многие из них мысленно живут в нереалистичном мире:

  • часть людей абсолютно пессимистична (у них в голове «сидит» такого рода ипохондрический бред: сколько ни старайся, все равно работу не найдешь; если нет блата — ты никто; скоро будет война,.). Причем, если таких людей пытаться переубедить, приводя положительные доводы из их жизни, они все равно найдут, как опровергнуть это негативом;
  • другая половина пребывает в механическом, ненормальном оптимизме. Это те, кто не умеет переносит неудачи, да и вообще не считает, что они у него могут быть. Если мы говорим о родителях этого типа, то они часто описывают своих детей с гордостью (обычно преувеличивая): «мой ребенок самый сильный, у него лидерские качества, взрослый характер». Ругают они только за то, что дети оказались слабаками или не стали самыми лучшими в чем-то. Таких родителей можно назвать перфекционистами нарциссического типа. От них часто можно услышать, что «нельзя унывать, у нас все будет хорошо, нас не могут коснуться проблемы». Но дело вовсе не в том, что это проявление оптимизма, наоборот, если случится что-то негативное, такие семьи просто не смогут пережить это. Они мыслят так: если мы не позитивны, то не можем существовать.

В поисках баланса

Во всей этой ситуации должна быть золотая середина: ребенок может быть здоровым оптимистом только в том случае, если он с детства приучен иметь дело не только с позитивными, но и с неприятными (иногда печальными, трагическими) сторонами жизни.

Конечно же, такие «неприятности» могут быть разной степени тяжести. Рассмотрим на одном примере, как на них может реагировать ребенок, которого родители тщательно оберегали от негативных эмоций или тот, кто сталкивался с ними. Например, если мама впала в депрессию и плачет, то:

  • ребенок первого типа может на это отреагировать панически (он думает, что мама его бросает);
  • а вот если его психика более зрелая, возможно он рассудит так: мама чем-то расстроена и плачет, она не хочет со мной играть и отталкивает меня. Тогда я могу поцеловать или рассмешить ее, попробовать как-то утешить.

Сталкиваясь с такого рода негативной реальностью, ребенок учится с ней справляться. Так, рано или поздно у него появляется опыт двух типов:

  • опыт перенесения этих вещей: понимание, что какая-то неприятность — это не смертельно, это пройдет. На нашем примере: если мама плачет или даже толкнула нас, то чуть позже она успокоится и все станет как прежде.
  • опыт совладания: это понимание того, что нет единого выхода из ситуации, единой реакции на нее. В данном случае можно отойти и не мешать маме, или попытаться рассмешить ее, принести чай. Из этого в том числе вырастает эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции, различать их грани и грамотно на них реагировать.

Стремление обезопасить детей

Чтобы выработать здоровый оптимизм и некую «стрессоустойчивость», ребенку нужно постоянно сталкиваться с различными эмоциями и ситуациями, быть включенным в обработку как позитивных, так и негативных содержаний. Родителям же не следует изолировать своих детей от жизни такими уловками: «Нет, у нас все прекрасно, бабушка не умерла, она уехала надолго».

Все время ограждают своих детей от малейших пустяков те родители, которые сами боятся всего негативного, потому что не знают, как на это реагировать и как преподнести это ребенку. Они охотнее будут делать вид, что все прекрасно (с напускной улыбкой), но этот искусственный оптимизм не что иное, как защита от реальности, способ не видеть проблем.

Ребенок во всех своих аспектах должен взрослеть постепенно: если он с детства не учится справляться с разными эмоциональными потрясениями, то, когда он все-таки с ними встретится, его очень сильно «шибанет» этой лавиной. Причем самое ужасное, что малыш не будет знать, как с этим справиться, как проявить уместные в данной ситуации чувства и эмоции и на все 100% проявит их неадекватно.

Вы должно быть встречали таких детей: они всегда улыбаются, но, например, если их кто-то обзовет в детском саду, они могут кирпичом кинуть ребенку в голову. Потому что не знают, где границы, не умеют обращаться с эмоциями и адекватно действовать в таких ситуациях.

Полезные советы

Научите ребенка различать и называть свои чувства и эмоции

Родители думают, что их дети понимают все точно так же хорошо как они сами. Но это заблуждение. Все чувства и эмоции (позитивные и негативные) нужно проговаривать. Например, ребенок в 4 года выиграл на соревнованиях по плаванию, он стоит на пьедестале, все хлопают, такое первый раз в его жизни. Он не очень понимает, что происходит: шум, воспитатели несут подарки, мама вся взволнованная, что-то кричит и машет руками. Ребенок очень перевозбужден (и считывает такие же эмоции с окружающих), но не понимает, вокруг все «хорошо» или все «плохо». В такой ситуации малыш может начать плакать или даже кричать.

Задача родителей — объяснить ему, что он чувствует и что с ним происходит. Например: «ты сегодня участвовал в соревнованиях, где каждый старался плыть как можно быстрее. Все хотели победить и приплыть первыми, но ты оказался лучше всех, потому что усердно тренировался, хорошо кушал. Так бывает: кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. Сейчас ты очень рад и взволнован, но очень устал. Видишь, Федя, который приплыл последним, очень расстроен, потому что…»

Именно проговаривая, объясняя свои эмоции, ребенок учится понимать их. В таком случае он сможет достаточно спокойно пережить победу или неудачу, не впав в истерику.

Сложные ситуации объясняйте на своем примере или в формате историй

Например, «Когда я была маленькой, то…», придумать историю про кого-либо. Важно проиллюстрировать, что и у вас были такие неудачи и вы с ними справились вот таким образом. Когда ребенок слышит такие примеры из жизни, ему становится спокойнее, он понимает, что жизнь не сулит беды, со всем можно справиться.

Внедряйте в жизнь детей с раннего возраста полезные присказки-пословицы

Такие, которыми старшее поколение сопровождало свои рассказы: «как бог даст, так и будет», «перемелется — мука будет», «было да прошло», «ничего, и с таким справлялись», «утро вечера мудренее». Все они говорят ребенку, что «это горе, да не горе», со всем можно справиться.

Призывайте ребенка делиться своими проблемами, обсуждать их

Этот навык поможет выработать внутреннюю стабильность. Зачастую дети боятся или стыдятся рассказывать своим близким про то, что им непонятно, обидно. Важно, чтобы родители объясняли: чтобы справиться с трудностями, ими нужно делиться с самыми близкими. Ребенку необходимо видеть, как различные проблемы обсуждают в кругу семьи (и от этих разговоров его не стоит прятать). Показывать, что есть различные пути выхода из сложных ситуаций, они не всегда простые и решение может прийти на ум не сразу, но все же оно есть.

Научите малыша замечать мелкие радости и делать мелкие похвалы

Пение птиц, распустившийся цветок, солнечное утро — все это наполняет нашу жизнь красками, нужно научиться видеть такие приятные мелочи вокруг. Что касается приятных слов, взрослым тоже нужно хвалить и подбадривать друг друга в присутствии ребенка, чтобы он видел эти модели поведения (как мама вкусно готовит, какое красивое платье, какой папа сильный).

Поощряйте занятия «нормальным» спортом и творчеством

То есть такие занятия должны быть «по любви», а не ради нарциссический потребностей родителей.

Сделайте дома «стену славы»

Все милые вещи, которые копятся в процессе взросления ребенка, прекрасно подойдут для этой цели: рисунки, смешные фотографии, первые грамоты, открытки от друзей, медали. Не спешите их выбрасывать, а лучше повесьте в общем пространстве, где это все смогут увидеть. Такие детали создают положительные эмоции и поддерживают ребенка.

Качества характера, которые помогут развить здоровый оптимизм

  • доброта,
  • легкость (не легкомыслие) к приключением,
  • способность переключаться с одного на другое,
  • способность искать способы утешения (упал, разбил коленку, поревел, отвлекся),
  • умение придумывать разные истории, фантазировать,
  • способность к эмпатии, пониманию мотивов и чувств других людей,
  • умение поддержать и утешить других людей, смягчить боль,
  • коллективизм (сейчас многие семьи живут в отстраненности, каждый сам за себя. Должно быть чувство плеча, дружбы, понимание, что, когда мне будет плохо есть люди, которые мне помогут, разделят со мной горе),
  • умение терпеть (когда не каждый каприз встречается с пониманием). Например: «Сейчас у меня чего-то нет, но оно у меня будет. Я могу мечтать о том, что я хочу»,
  • умение радоваться мелочам (учите детей замечать прекрасное, делайте ребенку мелкие сюрпризы, в т. ч. от воображаемых существ «белочка тебе передала подарок»). Сейчас многие малыши ничего не ждут, у них уже все есть. А когда нет поводов для радости, это тоже делает из детей пессимистов.

Не стройте вокруг своего ребенка непроницаемые стены, которые будут мешать ему в будущем, а просто научите видеть и любить жизнь во всем ее многообразии. А что касается проблем и неприятностей… весь вопрос в том, умеем ли мы на них грамотно реагировать. А это уже ваша педагогическая задача.

Читайте также:

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

Кем станут наши дети, когда вырастут: отвечает Алена Владимирская

Записала Дарья Дудкина

Фото: Sunny studio/Robert Kneschke/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Наталья Писаренко
юнгианский аналитик, детский психотерапевт
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти