«О!» уже узнал, почему в Швеции детский сад работает даже ночью и чем кормят детей в американских школах, а сегодня отправляется в Тель-Авив, чтобы выяснить, как устроены школы в Израиле.
Меня зовут Алия, в Израиль я приехала 10 лет назад. Сейчас я мама троих школьников, причем, старший сын закончил девятый класс русской посольской школы, а младшие - восьмилетняя Лиза и пятилетняя Катя - учатся в частной англоязычной школе Табита в Тель-Авиве. Школьная жизнь здесь начинается рано, уже с пяти дети обязаны посещать какое-то образовательное учреждение, за этим следит Министерство Образования.
Как устроена школа
Большинство израильских детей до старших классов ходят в школу рядом с домом – они здесь есть в каждом микрорайоне, а уже на последние два года обучения могут перейти в школу с каким-либо особым уклоном. Мы же изначально выбрали частную школу, потому что хотели, чтобы у детей был хороший английский. В интернациональных школах (и в государственных израильских тоже) от детей меньше требуют. Их, в первую очередь, пытаются заинтересовать. Учителя не устают их хвалить за самые маленькие успехи и отмечать в первую очередь их сильные стороны, а не исправлять слабые. Еще одна особенность интернациональных школ – это очень пестрая среда, в которой растут дети.
У моих девочек одноклассники из еврейских и арабских семей Израиля, из Словении, Италии, Англии и Америки. У Темы в начальной школе один лучший друг был из Дании, два других - из Непала и ЮАР. Но оборотной стороной этого стали болезненные расставания. Так как большая часть учеников – дети дипработников или журналистов, сотрудников международных организаций, то в стране они, как правило, не задерживаются дольше двух-трех лет. Сколько слез было пролито по поводу отъезда друзей!
С другой стороны, дети растут без каких-либо национальных или религиозных предрассудков. Хотя английская Табита, так же, как и иерусалимская англиканская международная школа считаются христианскими, здесь с большим уважением относятся к разным традициям. В нашей школе отмечают и Рождество, и Пасху, и Пурим, и Хануку, и Песах. Кроме того, поздравляют и детей из мусульманских семей с исламскими праздниками и даже дают им освобождение от физкультуры на время Рамадана, ведь постящимся нельзя пить.
Домашнее задание
Когда Тема был маленьким, у него были сложности с грамотностью. Раз в неделю классе в третьем он получал задание: выучить 10 английских слов и использовать их для написания небольшой истории. Тема писал захватывающую историю на страничку, а надо сказать, что он в этом – непревзойденный мастер, и все 10 искомых слов были написаны верно, но остальные слова надо было еще расшифровать.
Он мог написать слово, не угадав в нем ни одной буквы (английский язык иногда позволяет такие фокусы). Даже местоимение «I» (я) он мог изобразить как «uy», например. Я с ужасом зажмуривалась, увидев эти письмена. В русской школе ему влепили бы двойку за такую работу.
Мисс Тина же, его учительница, подчеркивала все словарные слова, написанные верно, и оставляла такие комментарии: «Отличная работа», «Прекрасная история», «Артем, ты большой молодец!» и что-нибудь в этом роде. И потом еще при личной встрече обязательно отмечала, какой творческий у меня сын, какие великолепные истории он придумывает. И, конечно, домашнее задание в интернациональных частных школах не требует долгих часов сидения над тетрадкой. Да и тетрадок-то нет.
Например, по математике детям выдают листочки с готовыми примерами, часто они снабжены иллюстрациями. В клеточку надо просто вписать ответ. Таким образом, за пять минут Тема успевал решить 10 задач и примеров и пойти гулять. В российской школе, куда он перешел в четвертом классе, надо выводить «Домашняя работа, задача номер 52, стр. 10, у Васи - 5 ябл. », и так далее, и мой ребенок мог час со слезами сидеть над одной простейшей задачей, которую он давно решил в уме, но вот написать все это аккуратно, отступая нужное количество клеточек в каждом месте, представлялось ему почти невыполнимой повинностью.
У девчонок все примерно то же самое, хотя они пока с серьезными домашними заданиями не столкнулись. Правда, даже пятилетней Кате учительница выдает на дом какие-то листочки, которые надо заполнять – писать буковки и циферки по точкам, например, но на проверку это приносить не надо. Это делается для себя.
На собрании в начале года учительница второго класса у Лизы вообще объявила родителям, что она против домашних заданий и считает, что школьникам в этом возрасте лучше ходить вечером на кружки или просто гулять на площадке. Правда, некоторые родители тут же начали возражать и требовать, чтобы хотя бы их детям что-нибудь задавали. Честно говоря, с трудом удержалась, чтобы не кинуть чем-нибудь в этих «энтузиастов».
Чем кормят в школе
История со школьной едой оказалась для меня отдельным испытанием. В школах, куда ходят или ходили мои дети, обедов нет, надо что-то приносить с собой. Причем, как отдельно отмечается в школьных правилах, это должна быть питательная здоровая еда, а не шоколадные батончики. И это – большая проблема, потому что школьный день длится с 8:00 до 14:30. Поскольку утром в сонного ребенка плотный завтрак не впихнешь, они уже к первой большой перемене в 10 утра успевают очень проголодаться. Но вот что дать с собой пяти- или восьмилетнему ребенку, чтобы хватило на два перекуса? Бутерброды мои дети не особенно едят. Были испробованы блинчики, пирожки, сырники, даже пельмени.
Большую часть всего это они возвращают в неизменном виде, так как стесняются есть то, что выглядит непривычно для их одноклассников. Тема в юные годы не отличался аппетитом и ежедневно возвращал мои любовно приготовленные сэндвичи нераспечатанными или со следом робкого укуса. Однажды мы не проверяли его сумку в течение недели и в воскресенье вытащили оттуда пять одинаковых бутербродов на разной стадии разложения.
Девочки уходят утром с рюкзаками, забитыми припасами – как в недельный турпоход. И не факт, что все пройдет гладко. Были случаи, когда мне звонили учителя и требовали срочно привезти Кате что-нибудь поесть, потому что она «…плачет и не хочет даже пробовать то, что вы ей положили». Речь шла о домашнем пирожке с мясом. Лизина учительница однажды специально мне написала, что Лиза очень грустная и ее это беспокоит.
Я ответила, что может быть, она просто голодная, потому что уже несколько дней она не успевала съесть свой обед за получасовой брейк.
«Алия, скажите ей, что я разрешаю есть на уроке. Ничего страшного, главное, чтобы она чувствовала себя хорошо!».
В общем, я считаю, что российская традиция школьных обедов – это большое благо для родителей и детей. Здесь нам этого очень не хватает. Даже в частном детском саду, куда ходила Катя, не было организованного питания. Поэтому родители по очереди готовили еду на всю группу (15 человек) и привозили к ее обеду. Наша русская гречка с гуляшом шла на ура – по итогам года родители даже объединили свои рецепты в отдельную книгу, в которой были и суши, и курица в кокосовом молоке и еще много всякой экзотики.
Школьные традиции
Каждый год в школах обязательно проходят благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Обязательное осеннее мероприятие – Международный день еды, когда выходцы из разных общин готовят национальные блюда и угощают ими всех желающих. Русские блины, украинские вареники и белорусские драники пользуются неизменным спросом и заканчиваются первыми. На этих ярмарках я серьезно расширила свои гастрономические познания. Огранизация процесса лежит на родителях, при этом, абсолютно никаких обязательств нет, и всегда находятся желающие поучаствовать - например, напечь тазик пирожков на всю школу. Я редко бываю вовлечена в это, потому что очень занята на работе, и никто меня за это не осуждает. Школа часто проводит мероприятия, которые должны сплотить всю общину. Например, в конце учебного года есть традиция – совместный поход в аквапарк. Приходят не только ученики, но их родители и братья-сестры. Очень интересный опыт! Можно увидеть мило общающимися группу русскоязычных мам в красивых купальниках и водостойком макияже и арабских - в буркини и хиджабах.
Как попасть в хорошую школу
Попасть в школу не так-то просто. Набор детей, которые в сентябре придут в подготовительный класс, проходит в январе. Собеседование с каждым ребенком (а этом малыши четырех-пяти лет) длится не меньше получаса. Конкурс довольно солидный – по три человека на место. Причем, даже тот факт, что старшие братья и сестры учатся в той же школе, не дает особенных привилегий. Сильная часть программы - языки. Преподавание полностью ведется на английском, значительная часть преподавателей – носители языка. С подготовительного класса дети изучают также иврит (он как раз легко дается, потому что звучит на улице) и арабский.
Я уже в прошлом году столкнулась с тем, что не могу проверить домашнее задание у своей первоклассницы - когда открываю тетрадку с арабской вязью и даже не знаю, откуда начать читать. С пятого класса подключается еще один дополнительный иностранный язык, испанский или французский.
Математика с одной стороны проще, а с другой – сложнее, чем в русских школах. Например, уже на второй год обучения они проходят умножение и простые дроби. На третий – отрицательные числа.
Как проходят родительские собрания
Родительских собраний в российском понимании нет. Раз в четверть проходят встречи с учителем, на которых за 15 минут преподаватель рассказывает про сильные и слабые стороны ученика, советует, на что обратить внимание. С первых таких встреч я выходила, раздувшись от родительской гордости, пока не поняла, что хвалят почти всех. Главная задача учителя - найти, за что. В конце года выдают Student Report - подробный отчет, в котором отражается весь прогресс и успехи за школьный год. Детализация успехов очень подробная. По каждому предмету дается отдельная табличка, где по четырехбалльной шкале оценивается каждый необходимый навык. Например, умение правильно писать цифры – удовлетворительно. Умение складывать в пределах десяти – хорошо. Отдельно даются рекомендации на лето.
Почему дети так любят школу
У меня сложилось ощущение, что в этой системе образования больше принимают во внимания различия между детьми. Тем, кто хорошо читает, дают толстые книги на дом. Тем, кто не очень - потоньше, с большим количеством картинок и меньшим количеством текста. Если ребенок скажет, что он не хочет выступать на утреннике – никто его не будет заставлять. Материал стараются подать так, чтобы малышам было интересно. Надо сказать, что они любят ходить в школу.
Маленький Тема, бывало, даже пытался скрыть, что заболел, чтобы его не оставили дома. И просил, горя в температурном жару: «Мама, дай мне чеснок, я съем его и сразу выздоровею. Я никак не могу пропустить завтра школу – у меня там доклад про медведей».
Девчонки требовали, чтобы я отправила их на каникулы в школьный лагерь. Ведь там друзья и весело. Кстати, когда однажды Лиза заболела на свой день рождения, весь класс написал ей открыточки. Мы получили 25 карточек с примерно таким текстом: «Лиза, возвращайся скорее, нам тебя не хватает. Ты хороший друг и очень красивая девочка».
Читайте также:
Личный опыт: мои дети учатся в Чехии
Задержка речевого развития: почему молчит ребенок
Текст: Алия Судакова
Фото: Billion Photos/wavebreakmedia/Africa Studio/Rawpixel.com/ESB Professional/SunKids/Shutterstock.com