Премьера! «Еда как в сказке»Премьера! «Еда как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда как в сказке»
«Плюшевый Бум!» (С субтитрами)«Плюшевый Бум!» (С субтитрами)
6+
10:20
«Плюшевый Бум!» (С субтитрами)
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
11:30
«Клуб вопросики»

Пережить первую четверть: 5 советов родителям школьников



Немногие родители первоклассников к концу августа способны сохранить самообладание. Мамы и папы младших школьников уже более опытные бойцы, но и они перед 1 сентября могут занервничать. Как перестать волноваться и начать учебный год в хорошем настроении? Отвечает наш эксперт, семейный консультант и психотерапевт Гражина Будинайте.

Гражина Будинайте, психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ-ВШЭ
Гражина Будинайте, психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ-ВШЭ

Я часто имею дело с родителями, которые сами очень напуганы школой. Мне до сих пор встречаются мамы и папы, которые в силу своего прошлого опыта, колоссального стресса и страха перед этим учебным заведением, говорят, что как только они заходят в школьный коридор и, не дай бог, сталкиваются в нем с каким-нибудь завучем или директором, у них холодеет в области сердца. Кроме того, школа у нас воспринимается как какая-то чрезвычайно важная ступенька развития личности, так что всем — и родителям, и детям безумно важен результат этой школьной карьеры, вот почему эти чувства вполне закономерны. Но транслировать их ребенку, все же, не стоит, а лучше постараться справиться с собой.

Не впадайте в крайности

Бывает, что родители зачем-то неистово начинают дублировать школьные требования. Ребёнок пришёл домой после уроков и его сразу же вновь устремляют к знаниям: «Делай домашнее задание!», «Давай скорее!». Знакомая история? Школа почему-то уверена, что ученику необходима вот эта«вторая смена», когда он приходит домой. На самом деле, нет.

Есть и другая крайность — это ситуация, когда семья прямо противостоит школе: «У нас тут свои правила, пусть они там требуют, что хотят!». К такой анархической позиции родителей часто приводят собственные усталость и раздражение.

Я недавно наблюдала родителей, которые на самом деле считали, что школа — это полная фигня, чудовищные формальности и их гениальному ребенку даже не стоит этим заниматься. Ребенок как бы делал все то, что, возможно, они когда-то мечтали сделать сами, а в родительском отношении довольно явно читалось скрытое восхищение его пофигизмом. В результате человек просто перестал ходить в школу, но, очевидно, сам очень тревожился из-за этого. Он оказался в странной ситуации, когда, вроде бы, он должен эту школу закончить — «без этого в жизни придется как-то трудно», а с другой стороны — никакого уважительного отношения к ней нет. Вот такое двойное послание, с которым ребенок совершенно не знает, что делать.

Постарайтесь держаться где-то посередине. Помните, что разговаривать дома можно не только про оценки, которые ребёнок принёс из школы, ваш эмоциональный контакт не должен ограничиваться обсуждением уроков. Но и игнорировать школьные требования неправильно.

Делегируйте ответственность

Идя в школу, ребенок должен понимать, что теперь у него есть занятие, за которое он отвечает. Роль родителей здесь — направлять, поддерживать, может, даже, агитировать, ну и проверять что-то время от времени. То есть осуществлять регулярный, но очень неназойливый контроль.

Ребенок нуждается как минимум в интересе родителя к тому, что происходит у него в жизни. Причем важно, чтобы этот интерес был не эпизодическим — то родитель бесконечно пристаёт, то потом забыл на две недели, потом что-то опять вскинулся, прибежал, накричал… Внимание этой новой стороне жизни должно уделяться на постоянной основе.

Конечно, сложно организовать что-то постоянное в нашей такой переменчивой жизни, но, в целом, идея состоит в том, что вам должно быть любопытно и важно разговаривать не только про то, кто какую оценку и за какой урок сегодня получил, но и в принципе про то, что происходит в школе. Особенно это касается малышей. Они, кстати, обычно сами с удовольствием рассказывают о том, что у них там творится.

Относитесь к происходящему спокойно

Всем без исключения родителям хорошо бы иметь какую-то более-менее последовательную позицию. Немножко даже философскую, чтобы не колотиться мелкой дрожью по поводу школы. И всегда помнить, что, например, далеко не все медалисты оказались в жизни чрезвычайно успешными людьми. То есть, отличные оценки — не залог успеха, не смысл жизни. Гораздо полезнее иметь интерес к какому-то определенному предмету или области жизни. А еще помнить(и ребенка на это настраивать), что школу, в том или ином виде, все же, придётся закончить, и это нормальный процесс, который проходят миллионы детей во всем мире. Вспоминать об этом хотя бы иногда очень полезно.

Выбирайте школу, которая вам нравится

Очень важно, чтобы родитель, заходя в школу, не ощущал, что ему самому отсюда хочется бежать как можно скорее. Есть минимальный выбор? Отдайте малыша в школу, где вам самим приятно находиться.

Если мама или папа всё-таки могут чувствовать себя комфортно, разговаривать с классным руководителем хотя бы примерно на одном языке, то все в порядке. Если нет — тогда что они там 1 сентября делают не очень понятно.

Не нравится это место — не надо вести туда ребенка. Дети прекрасно считывают родительскую позицию и чаще всего занимают похожую. У ребёнка должно сохраняться ощущение, что вот сейчас происходит что-то для него полезное и интересное. Малыши обычно с большим энтузиазмом идут в школу, главная проблема в том, что уже через полгода они этот энтузиазм теряют.

Правильно настройте ребенка

Идеально, если ребёнок к походу в школу относится как к новой интересной задаче. Правда, достигнуть этого, конечно, сложно. Но почему хотя бы не попробовать?

Да, в школе много всякой рутины. С другой стороны, никакое обучение, никакое произвольное действие без некоторой части рутины невозможно. Ждать, что ребёнка будут беспрерывно развлекать в школе — не совсем разумно.

Да, в школе ребенку придется приспосабливаться ко многим вещам, устанавливать контакт с новыми ребятами, подчиняться требованиям педагога. Но ведь это не так плохо! Очень многое зависит и от родителей. Если в семье уважительные отношения, мама и папа находят время на совместные занятия, направляют, поддерживают, мотивируют, то не так уж страшна школа, пусть и в не самых лучших своих проявлениях. А иногда может даже оказаться и так, что она очень неплоха.

Читайте также:

Личный опыт: мои дети учатся в Латвии

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Как общаться с учителем?

Фото: SVPhilon/Africa Studio/suriya yapin/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти