«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Правила жизни «ленивой мамы»



Современные мамы, сами того не замечая, так сильно опекают детей, что буквально не дают малышам самостоятельно и шагу ступить. Детский и семейный психолог, автор серии книг «Ленивая мама» Анна Быкова призывает родителей немного ослабить контроль и попробовать заняться своими делами. Представьте себе, это может понравиться не только вам, но и ребенку!

Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»
Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»

Термин «ленивая мама» появился сам собой, он вырос из заметки в моем блоге, где я в шутку написала, что если бы мамы были чуть более ленивыми, было бы больше самостоятельных детей. Темы про инфантилизм подрастающего поколения регулярно поднимаются в Интернете, так что я и не думала, что из этого вырастет целая книжная серия.

Кто такая «ленивая мама»? Это мама, которая не совершает лишних действия. Например, она не делает за ребенка то, с чем он может справиться сам. Это история не про ту маму, которая просто ничего не делает, не про истинную лень, а про предоставление детям возможности пробовать свои силы, ведь если мы все будем делать за них, они никогда не догадаются, что могли бы сделать это сами. Это как если бы мы всегда водили ребенка за руку, не отпуская его, и он никогда бы не узнал, что уже может ходить сам, без поддержки. Аналогично этот принцип работает с любой другой деятельностью, будь то умение кататься на коньках, орудовать ложкой или писать стихи.

«Ленивая мама» позволяет ребенку узнавать все об окружающем мире, самостоятельно исследуя этот окружающий мир. Представьте себе, для развития ребенка дошкольного возраста не требуется каких-то специальных пособий, карточек или сборников задач. Ребенок познает мир, который показывают ему любящие родители. Все, что он видит вокруг себя, обладает развивающим потенциалом. Взять стулья, стоящие у вас в комнате: можно говорить, что они одинаковые или разные, одной формы, но разного цвета, можно выставить из них определенную последовательность, заодно объяснив, что это такое. Стулья можно даже складывать и умножать! И вот ребенку уже не нужны никакие, пусть даже суперинтерактивные, игры на планшете. Для развития познавательного интереса важно уметь удивляться тому, что нас окружает. Видеть, замечать и узнавать что-то новое!

Если развивающие игрушки будут жить только в гаджетах, то может создаться ошибочное впечатление, что для того, чтобы развиваться, нужно обладать определенным гаджетом. А ведь это не так!

Но в использовании планшетов и телефонов есть безусловные плюсы: на прогулке с ребенком увидели жука и тут же узнали: что это за жук? Как он называется? Интересно, а что он будет делать зимой? Количество вопросов напрямую связано с развитием познавательного интереса. Чем больше развит познавательный интерес, тем больше вопросов у ребенка появляется. Когда он один сидит перед телевизором и смотрит развивающий мультик, у него нет возможности обсудить то, что он только что узнал, он просто наблюдатель, зритель. А вот в контакте со взрослым человеком ребенок получает возможность прямо здесь и сейчас задать интересующий его вопрос и тут же получить на него ответ. Общение всегда развивает лучше, чем любые самые лучшие методики.

Все, что нужно родителям для развития ребенка в этом возрасте, это быть включенным в ребенка, слышать его вопросы и уметь найти на них ответы. Может быть, даже используя те же самые планшеты, телефоны или мультики. Не беда, если вы не знаете, почему у бабочек пестрые крылья. Можно вместе поискать информацию об этом в Интернете. Заодно и ребенка научите пользоваться поисковиком.

Познавательная активность у маленьких детей никогда не прекращается! Вот вы смотрите на него, а он сидит, задумался. Вы начинаете тревожиться, что ему грустно, скучно, вам может показаться, что ребенок ничем не занят. Но на самом деле в голове у него прямо сейчас идет важный познавательный или творческий процесс!

Если ребенок замер и перед ним две палочки, это не значит, что он тратит время напрасно, а ведь мог бы английский учить! Нет! Он в этот момент что-то про эти палочки думает! Какая палочка прочнее? Почему короткую сложнее сломать, чем длинную?

Познавательный процесс идет, просто он внутри. В такой ситуации родителям стоит быть чуть более спокойными и доверять ребенку. Пытливый детский ум не останавливается ни на минуту, он все время что-то сочиняет, придумывает или делает. А нам, взрослым, лучше этому просто не мешать.

Текст: Анна Быкова

Фото: LikClick/Alik Mulikov/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти