В кругосветном путешествии «О!» случилась очень неожиданная остановка — это Мексика. О том, как устроены садики и школы в этой стране, нам рассказала мама двух мальчиков Елена Альхимович.
Меня зовут Елена, я живу в Мексике уже 26 лет. У меня двое мальчиков: Коле 8 лет, а Саше — 5. Как это часто случается, первому ребенку всегда уделяется больше внимания в дошкольный период. До года старший ходил сначала в одну группу развития, потом мы перешли в другую, с более продуманными упражнениями. В полтора года Коля пошел в садик. Кстати, в садик тут принимают малышей в возрасте 45 дней от роду. Потому что декрет у женщин всего 90 дней — 45 до и 45 после родов. С рождением второго ребенка я оставила работу, но на развивалки младшего уже не водила. В год Саша со мной ходил на плавание, а в два он тоже пошел в сад.
Как устроено образование в Мексике
В Мексике официальное обучение начинается в 3 года. Три года дошкольного образования (киндер), потом в течение 6 лет начальная школа (primaria), затем неполное среднее — еще 3 года (secundaria), ну и наконец полная средняя школа (preparatoria) — еще 3 года. Есть школы государственные и частные, с религиозным уклоном и светские. В некоторых частных школах, с билингвистической программой, где 80% предметов ведется на иностранном языке, перед начальной школой нужно пройти подготовительный год pre first. Таким образом все школьное обучение занимает 12−13 лет.
Мы с мужем выбрали частную школу, работающую по системе Монтессори. Старший ходит в третий класс начальной школы, а младший — в третий класс сада (киндера). Учебный год у нас начинается приблизительно на третьей неделе августа. Самые длинные каникулы — летние, они начинаются в июле и длятся чуть больше месяца, есть еще рождественские, они длятся две недели (последняя неделя декабря и первая неделя января) и пасхальные — тоже две недели, но уже весной. Каждый год Министерство образования выпускает официальный календарь занятий, но в частных школах он может немного меняться.
Как устроена школа в Мексике
Начало и окончание учебных занятий зависят от конкретной школы. В среднем, в сад дети идут к 8−9 утра, младшие школьники приходят к 8, старшие — к 7 утра. Я не в курсе порядков и расписания государственных школ, но в частном секторе родители выбирают школы по своим нуждам: стоимости, расписанию. У моего младшего сына в саду занятия начинаются в 9:00 и заканчиваются в 13:45. Если я захочу, я могу записать его в кружок за дополнительную плату, тогда он будет заканчивать в 15:00. У старшего в третьем классе занятия начинаются в 8 утра и закачиваются в 14:00. Если ребенок опаздывает, в школу уже не попасть — дверь закрыта. Есть школы, в которых ребята учатся во вторую смену, после обеда.
Чем кормят в школе и саду
Меню обычно вывешивают на входе в школу. Стоимость обедов входит в месячную оплату школы. Есть школы, где столовых нет, но есть кафе, там ребенок может себе что-нибудь купить (бутерброд, салат, напитки). Так что обычно ланч дети приносят из дома. У старшего это чаще всего сэндвич с ветчиной, йогурт, вода, сок, фрукты или свежие овощи.
В саду Монтессори порядок такой: есть меню, расписанное на месяц, и каждой маме приблизительно раз в месяц нужно приготовить ланч на всю группу. Если вариант меню не нравится, можно предложить что-то свое. Меня это не очень напрягает, так как меню простое, я не работаю и могу принести все горячее к 10 утра. Остаток месяца я отдыхаю.
Положительный момент я вижу в том, что дети едят одно и то же, учатся накрывать на стол, раздавать еду и даже резать ее, если это, например, банан, авокадо, помидор, салат. И если моим детям поначалу не нравились какие-то продукты (сметана, например), то в компании других детей они начали пробовать еду, от которой раньше отказывались. Для приготовления блюд, кстати, мы используем только натуральные продукты. Мамочки даже стараются приносить все горячее, чтобы не разогревать еду в микроволновке.
Как проходит день в садике
По понедельникам сын приносит в сад свой передник-халатик и набор с индивидуальной скатертью и салфеткой для ланча, которыми он пользуется в течение недели. Иногда, по особым праздникам, день начинается с линейки. В саду каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе: математика, письмо, домоводство, рисование, лепка. Воспитатель работает с ассистентом, вместе они направляют ребенка, помогают с выбором материалов, которые разделены по зонам: математическая, языковая, сенсорная, практическая жизнь, окружающий мир.
Два раза в неделю у детей занятия по физкультуре, английскому, музыке.
Как проходит адаптация
Адаптация при поступлении в садик у нас проходила в течение месяца. Ребенок сначала приходит на полтора-два часа в день, постепенно это время увеличивается. Каждый раз воспитательница детально рассказывала, как ребенок провел время, как себя чувствовал. Перед тем, как привести ребенка в сад, родители обязательно приходят на интервью с директором, а через несколько месяцев после адаптации назначают интервью с воспитательницей. В нашем случае индивидуальные беседы с воспитателем проводятся два раза в год, но по желанию можно назначить встречу не только с воспитателем, но и с директором в любое время.
Связь родителей со школой очень тесная. У нас проходят индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, дни открытых дверей, собрания родительских комитетов по разным темам.
Перед поступлением в началку старший сын провел целый день в гостях у первоклашек, привыкал и знакомился. В нашей школе в первый день занятий приходят только первоклашки, на второй день добавляется второй класс, и только на третий приходят все остальные. Таким образом новеньким дают возможность немного привыкнуть. Смешанные возрастные группы (с 6 до 8 и с 9 до 11 лет) помогают новичкам быстрее влиться в коллектив. Старшие заботятся о младших.
Про домашнюю работу
У младшего сына домашнего задания вообще нет. Разве что сделать какой-нибудь несложный костюм или выучить малюсенький стишок на праздник. Но я знаю, что в традиционной системе обучения детям с трех лет задают на дом и прописи, и устные задания. В начальной школе домашку задают в пятницу, а приготовить ее нужно ко вторнику. Я сыну иногда помогаю, но выполнение этих заданий не занимает больше получаса, да и делает их он всегда с удовольствием.
Про внеклассную жизнь
Наша школа и сад привлекают родителей к активному участию, но без обязаловки. Раз в неделю по четвергам любому родителю, бабушке или родственнику можно прийти в садик, почитать детям книгу, рассказать о своей профессии, приготовить что-то вкусное, сделать поделку. В школе раз в месяц проводятся занятия для родителей, на которых нам рассказывают о системе Монтессори. Организуются добровольные родительские комитеты по чтению, экологии, культуре. Некоторые родители, специалисты по какой-либо теме (врачи, психологи, нутриологи), по желанию могут провести информационные беседы в школе для других родителей. Есть рождественская ярмарка, где дети вместе с родителями могут продавать еду. На Рождество и День ребенка организуется обмен книгами. Экскурсий мало, но есть походы в библиотеку и прогулки на велосипедах всей семьей в парке.
Мне очень нравится открытый урок в нашей школе. Дети всегда ждут этот день! И это не шоу дрессированных собачек, а именно день, когда родители участвуют в образовательном процессе. Проходит это примерно так: ребенок выбирает занятие и показывает своим родителям, чему он в этой области научился, как пользоваться необходимыми материалами, для чего они нужны, какого результата он добился. Занятие может проходить за столом или на полу, в зависимости от материала.
Еще я очень люблю концерт в честь окончания учебного года. Он длится два часа, участвуют абсолютно все дети, от ясельных до двенадцатилетних подростков. Танцы, песни, оркестр, стихи. На этот концерт все приходят семьями!
Особенности системы образования
Мне сложно говорить о всей системе образования, она старается дать базовые знания всем. Что касается частных школ, мне нравится возможность выбора в зависимости от нужд ребенка, пожеланий родителей, финансовых возможностей, а еще то, что можно встретить инклюзивные школы, где дети с особенностями развития учатся вместе со всеми. Самое главное для меня — это то, что мои дети очень любят свою школу, учителей, у них много друзей. Они идут туда с удовольствием и даже скучают по школе на каникулах. Общаясь с землячками, я вижу, что многие из них ищут специализированные школы с каким-нибудь уклоном, математическим или музыкальным. Таких здесь я не видела, разве только военный колледж.
Текст: Елена Альхимович
Фото: Monkey Business Images/nd3000/Oksana Shufrych/Kzenon/Microgen/Shutterstock.com