Многие исследователи называют дефицит личного времени важнейшим вызовом современной эпохи. А перед поколением наших детей эта проблема, вероятнее всего, встанет еще острее. Автор книги «Дневник младшего школьника. Планируй и успевай» Юрий Ясень, отец пятерых детей, разработал методику, которая позволяет прививать навыки самоорганизации детям младшего школьного возраста. С ее помощью каждый родитель сможет научить своего ребенка использовать простейшие инструменты тайм-менеджмента для выполнения домашних заданий.
Идею подсказала жизнь. Полтора года назад сын пошел в третий класс, задавать на дом стали заметно больше. Ребенок стал просиживать за уроками весь вечер, в результате чего сильно уставал. Мы с супругой присмотрелись к тому, как он выполняет домашнее задание, и пришли к выводу: проблема не в сложности материала, а в том, что у сына не очень получалась организовать работу: он делает много лишних движений, отвлекается, слишком часто делает перерывы и так далее.
Идея обучить сына простым приемам тайм-менеджмента пришла сама собой. Сделал таблицу, в которой было три столбца: для названия предмета, для указания запланированного времени и для указания времени, которое было потрачено на выполнение задания фактически. Сын довольно быстро научился заполнять ее самостоятельно. Причем было видно, что ему нравится рассчитывать время и укладываться в него, он воспринимал это как новую игру.
Через пару недель время выполнения домашних заданий сократилось примерно вдвое. А успеваемость (и без того хорошая) даже немного выросла. Но самым главным и неожиданным для меня эффектом стало то, что сын стал садиться за уроки по собственной инициативе, мне больше не приходилось его заставлять, напоминать и контролировать. Требовалось только лишь принять от него вечером отчет и похвалить за то, что он все грамотно спланировал и выполнил.
Тогда я подумал, что сформировавшейся в нашей семье подход может оказаться полезен и другим родителям. Посоветовался с психологами и преподавателями, инициировал несколько анкетных исследований в томских школах. Анализ анкет показал: только 15% учеников младших классов не имеют проблем с самоорганизацией при выполнении уроков, около 40% испытывают такие трудности периодически, еще столько же — постоянно. Стало понятно, что это достаточно распространенная проблема. И мы предложили вариант ее решения: выпустили специальный ежедневник, который в игровой форме помогает родителям обучать своих детей базовым навыкам самоорганизации.
Форма родительского участия, которую предлагает помощник, довольно органична. Ежедневник четко разграничивает ответственность между родителями и детьми и предлагает простой, понятный и удобный способ сотрудничества. Благодаря использованию принципов тайм-менеджмента, дети с большим удовольствием, а главное — самостоятельно садятся за уроки, учатся грамотно планировать свое время и быстрее справляются с домашним заданием. А у родителей появилась возможность перестать «стоять над душой» у несчастных школьников, научиться доверять своему ребенку и наконец-то спокойно провести вечер.
Фото: архив пресс-службы, Luis Molinero/Shutterstock.com