Кругосветное путешествие «О!» продолжается, наша следующая остановка — Голландия. Чтобы узнать, как учатся дети в этой стране, мы обратились к настоящему эксперту — профессору математики, преподавателю университета Твенте (Нидерланды) и автору более 60 научных работ и книг, Нелли Литвак.
Здравствуйте, меня зовут Нелли Литвак, мы с семьей уже давно живем в Голландии. Моей старшей дочери 23 года, а младшей — 11 лет. И обе они учились в голландской школе.
Первый школьный навык — самостоятельность
В школу в Голландии идут в 4 года, но первые два года считаются как бы подготовкой к настоящей учебе. Здесь очень интересный подход к системе образования, хотя он, кстати, и во всем остальном проявляется. Если мы от ребенка чего-то ждем, то мы должны организовать ему возможность этому научиться. Когда дети только приходят в школу, они попадают в группу 1, на следующий год — в группу 2, затем в группу 3. Так вот, настоящая учеба начинается только в группе 3! В подготовительных классах их учат быть самостоятельными, например, самим переодеваться на физкультуру, знать, где лежат спортивные вещи, где сумка. С самого начала детей тщательно готовят к тому, чтобы в школе они могли справляться без помощи взрослых.
Легкая адаптация
Мы переехали из России в Эйндховен. В этом городе тогда была специальная школа для иностранных детей. В основном ребята там поначалу занимались только голландским языком, а уже потом, когда они были готовы, их отпускали в обычные школы. Моя старшая дочь ходила туда с января по июнь, а уже в следующем году поступила в голландскую школу.
Говорят, что голландцы холодные и отстраненные, но когда я, мама-одиночка с ребенком, приехала сюда, то мне многие очень сильно помогли. Если бы не их помощь, то я вообще не знаю, как бы я справилась в чужой стране.
Например, у моего коллеги нашлись друзья, живущие неподалеку от школы, куда ходила моя дочь. Их сын был чуть старше ее. Его мама работала на неполную ставку — к окончанию учебного дня уже освобождалась. Эта женщина согласилась забирать мою дочку из школы три раза в неделю, причем совершенно бесплатно. Она сказала, что сын у них один, ему скучно, будет полезно помочь иностранной девочке освоить язык и привыкнуть к новой стране. Конечно, благодаря тому, что дочка проводила время в голландской семье, она очень быстро освоила язык.
Секс, наркотики и другие неожиданные школьные темы
Я люблю рассказывать про необычные школьные предметы в Голландии. Однажды я была на конференции, и моя старшая дочь позвонила мне, чтобы сказать, что ей в средней школе поставили за секс и наркотики по 8 баллов, а за алкоголь — 9 баллов. В тот раз на урок обществоведения к ребятам пригласили специальных людей, которые объяснили им эти темы. Со школьниками провели три занятия: про секс, наркотики и алкоголь, а потом дали контрольную.
Кстати, система оценок в Голландии десятибалльная. Бывает и такое, что ставят двойки и единицы. Удовлетворительной оценкой здесь считается 6, но голландская 6 — это не наша тройка. Дети тут действительно радуются шестерке, потому что на нее нужно пахать. Думаю, шестерка — это наша твердая четверка.
У моей младшей дочки как-то был текст по топографии: надо было показать, где находятся какие-то города, о которых даже я в жизни не слышала, их и с лупой-то на карте сложно найти! Голландия разделена на 12 провинций, и такой тест проходит по каждой из них. Учитель показывает детям точки на карте, а дети должны написать, что это за город. Всего 20 вопросов, за каждую ошибку снимается по два балла. По гуманитарным наукам детям вообще не ставят десятки, так как иметь по ним идеальные знания — это практически невозможно. В Голландии нет круглых отличников и нет такого, что если у ученика пятерка по математике, то и по физкультуре тоже должно стоять отлично.
Чтение без угрозы для психики — задача учителя, а не родителя
Предполагается, что все домашние задания ребенок делает сам. Маленьким детям уроков не задают. Мой младший ребенок учится в группе 7, это где-то четвертый класс, и нам только сейчас начали задавать уроки. До этого, конечно, какие-то задания были, но в смешном объеме, а в этом году уже все серьезно, правда, не каждый день.
Здесь считается, что функция родителя — это вырастить ребенка в любви и тепле. Педагогов учат, как работать с детьми, а родителей — нет, так где гарантия что родитель сможет ребенку что-то правильно объяснить? Здесь есть такое понятие — «безопасно». Безопасно научить читать — это так, чтобы не покалечить детскую психику.
Зато родители здесь активно участвуют в разных мероприятиях, экскурсиях, походах в музеи. Я, конечно, хотела бы с детьми по музею ходить, но я очень занята, свободного времени у меня практически нет. Поэтому моя обязанность — проверять у всего класса вшей после каникул. Кстати, они не очень часто, но встречаются.
Как работает родительский союз
В Голландии все школы государственные, никаких денег в них никому платить не надо. Но моя дочка ходит в школу, где родители образовали родительский союз и регулярно собирают взносы, которые идут на нужды школы. Сумма вполне приемлемая, 500−600 евро в год. Также бывает, что собирают деньги на какую-то мелочь для детей или на подарок учительнице. Это еще где-то 15−25 евро в год. Зато у класса есть свой маленький бюджет, на кофе, например.
Еще родительский союз занимается организацией рождественского ужина. Деньги в этом случае не берут, надо обязательно что-то самому приготовить и принести.
Это у нас происходит примерно так: есть группа в мессенджере, и в какой-то момент старосты класса, их обычно называют «классные мамы», там пишут: «Ребята, мы скоро вам пришлем список еды на рождественский ужин!» И вот все сидят и ждут, когда вышлют список, а там сосисочки мелкие, багет, оладушки и разные маленькие блюда. Приходит список и через секунду уже кто-то пишет: «Мы принесем багет!» Ну, а дальше все легкие блюда разбирают буквально за считанные минуты.
Если ты опоздала, то приходится выбирать из списка что-то сложное, но можно попробовать и предложить принести что-то свое. Если честно, я бы не сказала, что это моя любимая традиция.
Зато мне очень нравится, как проходят родительские собрания, потому что их у нас нет. Один раз в год проходит какая-то общая информационная встреча, но там не обсуждают детей, а просто рассказывают, что нас ждет в этом учебном году. Ребенка родители обсуждают с учителем отдельно, такие разговоры у нас проходят три раза в год и длятся ровно 10 минут. Это так и называется — «10-минутный разговор». За это время нам успевают показать оценки дочери и рассказать, что у нее хорошо, а что плохо.
Будущее приходится выбирать в 12 лет
В такой идеальной системе образования есть и обратная сторона медали. Ребенку в школе хорошо, его принимают таким, какой он есть, и не давят, но, по моему ощущению, развитие амбиций во главу угла не ставят, то есть особой ценности преуспевания в школе нет. Правда, за долгие годы взгляды на образование у меня изменились, сейчас я даже не уверена, что считаю это серьезным недостатком. Ведь если человек амбициозный, то он найдет свою дорогу и возможность себя выразить.
Еще русских родителей пугает, что в конце начальной школы детей разделяют на потоки. Те, у кого оценки хорошие — в один поток, где они учатся шесть лет, а потом поступают в университет. Это примерно 20% детей. Следующие 20% детей пять лет учатся в школе и после этого поступают в колледж. Колледж — это что-то среднее между университетом и техникумом, там учат юристов, экономистов и инженеров — те же университетские специальности, только более практической направленности. А 60% детей после четырех лет в школе поступают на профессиональное обучение. Этот поток потом расслаивается на кучу других подпотоков. Получается что уровень будущего образования определяют уже в возрасте 12 лет. Довольно рано!
Из университетского потока за плохие оценки на поток ниже переводят вообще глазом не моргнув. Выше тоже можно попасть, если учишься на отлично, но так как программа более сложная, то только с потерей года. Тут армия выпускнику не грозит, так что ничего страшного, если закончишь на год позже, здесь и на второй год оставляют часто, если ребенок не освоил материал. Школьникам здесь дают развиваться в своем темпе. Согласитесь, у любого образования есть свои недостатки, идеальной была бы школа, где у ребенка выявили бы талант, помогли бы ему его развивать, а все остальное проходить по мере необходимости, но это же невозможно в рамках государственной программы.
Элитных школ в Голландии не существует
Я уверена, что голландцы хорошо поработали над образовательной системой. Интересно, кстати, что тут вообще нет элитных школ. Некоторые считают это недостатком: вот у ребенок прямо блестящие способности, а он попадает в болото, как все. Но я на это всегда говорю:
«Очень просто создать несколько прекрасных школ, за большие деньги обучить там самых талантливых детей обеспеченных родителей, а остальным дать несравнимо худшие возможности. В Голландии каждый имеет возможность получить образование, которое соответствует его мотивации, интересам и способностям. Добиться такого результата в государственном образовании очень сложно!»
Когда я приехала из России со своими понятиями и сказала, что ищу хорошую школу, то мне ответили: «У нас все школы хорошие!» Я сначала просто не могла в это поверить, а потом, когда присмотрелась, поняла, что так и есть. Все школы оборудованы одинаково, у них одинаковый бюджет, одинаковая программа, одинаковое мировоззрение, везде работают профессиональные учителя, которые практикуют гуманный подход как к детям, так и к родителям. Конечно, можно считать отсутствие элитного образования минусом, но мне кажется, что это во многих отношениях очень серьезный плюс.
Фото: Sergey Novikov/Pressmaster/GUNDAM_Ai/Alex_Traksel/Syda Productions/Shutterstock.com