«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал

13 классических игр для развития речи



Все дети любят играть! Но в отличие от взрослых они даже не догадываются, что это не только весело, но и полезно. Иногда игровой процесс помогает преодолеть трудности в освоении важных знаний. А чтобы ребенок учился с интересом, нужно всего лишь превратить сложные задания в забавную игру. Благодаря этим простым играм речь ребенка станет более четкой и развитой.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая — на другой (например, пе-тух, сапо-ги). Слева кладут карточки с началом слов, а справа — с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, а ребенок сам находит их начало и конец, иногда можно попросить подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец или бе-седа, бе-рег, бе-реза).

«Почини слово»

Предлагаем слово с пропущенным слогом. Ребенок должен на основе восприятия отдельных элементов слова угадать недостающий слог.

«Словесные горки»

Школьнику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое следующее слово длиннее предыдущего на одну букву. Первое (верхнее) слово состоит из двух букв, последнее (нижнее) — из 15−16 букв. Чем ниже ребенок будет спускаться по «словесной горке», тем труднее ему будет читать. Постарайтесь мотивировать его стремление добраться до последней ступени.

«Восстанови слово»

Детям выдаются карточки со словами, в которых буквы прописаны не полностью, место пропуска обозначено пунктиром: «Слова разрушились, надо их прочитать». Обязательно должна сохраняться однозначность прочтения слова. В более сложных вариантах степень разрушения букв в словах должна постепенно увеличиваться.

«Поиск заданной буквы»

Ребенок должен в течение 30 секунд найти в тексте заданную букву. Отыскав, он ее подчеркивает или обводит кружком. Ошибки школьника (пропуск буквы, подчеркивание другой буквы) анализируются. Затем дается аналогичное задание с другой буквой.

«Найди слова»

Ученику дают 18−20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами.

Например, машина — малина, Маша — Миша, Тоня — Толя, стойка — стайка.

«Прочитай быстро»

Эта игра поможет развивать целостность и дифференцированность восприятия. Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий — ближний, дедушка — девушка, редкий — резкий, пуховый — пушной, соседний — соседский.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ребенок, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

«Словесные столбики»

Учитель или родитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока школьник не научится читать слова, состоящие из десяти букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзина (7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

«Мгновенное восприятие слов и словосочетаний»

Для расширения «поля чтения» ребенок должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

«Произнеси быстро»

Дается предложение или строфа стихотворения, просят 10 раз подряд произнести это вслух — без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

«Произнеси гласные звуки»

Ученикам нужно произнести гласные звуки, например [и-э], [и-о], [э-о], [э-у], [э-и], в различных темпах, повышая и понижая голос.

«Отчетливо произнесем»

Дети должны отчетливо произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш-с, ж-с, р-л, с-з), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс — мышь, нож — нос, жарко — жалко и т. д.)

По материалам статьи Натальи Локаловой «Как преодолеть медленное чтение у школьников», газета «Начальная школа, № 18, 1998 г.

Читайте также:

Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка

75 домашних дел, которые можно поручить ребенку

Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки

Фото: Lyubov Kobyakova/Sergey Nivens/Elena Stepanova/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Издательство «Просвещение»
эксперт в сфере образования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти