Хотя в последнее время педагоги и врачи все чаще говорят о дислексии, многие люди, в том числе и родители, даже не представляют, что это такое. Нередко они думают, что ребенок, который испытывает трудности с обучением чтению, письму, счету, просто ленится. Но есть и те, кто достаточно осведомлен о дислексии — и в силу профессии, и по личным причинам. Екатерина Савина, логопед и мама 8-летней Калерии, согласилась рассказать о том, как она помогает своей дочери, у которой есть признаки дислексии, преодолевать эту проблему.
Екатерина Савина, мама Калерии, учитель-логопед
Немного о дислексии
Дислексия — это специфическое нарушение, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения и имеет неврологическую природу. У детей она проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. В современном мире более 20 процентов детей — дислектики. До сих пор даже у специалистов — педагогов, психологов, биологов, врачей, лингвистов — мнения о том, что лежит в основе дислексии, расходятся. Одни считают, что это болезнь, другие — педагогическая запущенность, третьи полагают, что все дело в особенностях функций определенных отделов головного мозга.
Как мы выявили проблему
Лера с самого рождения была активной девочкой: рано села, рано пошла, даже не пошла, а побежала. Она быстро научилась самостоятельно одеваться, есть, с большим желанием ходила в детский сад, любила активные виды деятельности, только публичные выступления вызывали у нее повышенную тревожность. Например, Калерия не рассказывала стихи на утренниках в садике и даже могла убежать с выступления на ритмопластике, это такие занятия, где гимнастика сочетается с танцами.
Первые симптомы дислексии у дочки появились в возрасте 5−6 лет, когда она стала посещать дополнительные занятия по подготовке к школе. У ребенка выявились проблемы, связанные со зрительным восприятием. Например, ей тяжело давалось задание «Найди буквы, которые спрятались»: несколько букв нарисованы друг на друге, нужно назвать все по отдельности. Ей также бывало трудно описать, как располагаются в пространстве различные предметы, она не могла сразу подобрать слова «право», «лево», «следующий», «предыдущий» и так далее.
Обнаружилось, что у Леры недостаточно была сформирована слухо-моторная координации: ей было сложно выполнять движения, задаваемые речевой инструкцией, без зрительного подкрепления, то есть без показа. Еще Лера часто переставляла слоги в словах: молоток — мотолок. Большие затруднения дочка испытывала, когда в заданиях требовалось соотнести звук и букву.
Как мы с этим справлялись
Конечно, мы немедленно приступили к коррекции этих проблем. Мне, как и любой маме, хотелось, чтобы ребенок учился успешно, а не с огромными трудностями. Главная проблема, с которой дочь столкнулась при обучении грамоте, была в том, что она не запоминала буквы, ей было трудно соотносить их со звуками. И здесь нам помогли игры с буквами и словами. Перечислю основные.
«На что похожа буква» — мы много рисовали карандашами, а еще песком на специальном световом планшете (можно манкой на подносе): брали за основу букву и пытались ее «оживить».
«Собери букву» — задание очень похоже на пазлы. Я разрезала на части большие буквы, до этого напечатанные на листе бумаги и вырезанные. Лере предстояло эти буквы восстановить. Постепенно задание усложнялось: добавлялись новые буквы.
«Выложи букву» — из различных подручных материалов (нитки, пуговицы, фасоль, спички, что угодно) мы выкладывали буквы, слоги и слова.
Проблему с несформированностью пространственной ориентировки мы решали с помощью зрительного подкрепления. Выглядело это так: рисовали всевозможные схемы — пути до детского сада, до магазина, до бабушки. А еще мы с Лерой играли в прятки и использовали игры на формирование ориентировки «на себя». Мы брали схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Лера выкладывала на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем она закрывала глаза и выполняла это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Наши достижения
В первом классе дочка училась без особых проблем. Страдала только техника чтения: Лера читала медленно и заменяла некоторые буквы: могла вместо «бублик» прочитать «дудлик». К середине второго класса специфические ошибки стали проявляться и на письме. Сейчас Лера в третьем классе, и у нее бывают трудности при заучивании стихов.
Для коррекции дислексии мы стали посещать дополнительные занятия с нейропсихологом и психотерапевтом, результаты появились после 4−5 занятий, Лера стала более внимательной, менее тревожной. Если замены букв при чтении и письме сохранялись, то перестановок слогов практически не было. Но коррекция дислексии — это процесс не быстрый, такие занятия необходимо посещать в течение 8−9 месяцев.
Также мы регулярно консультируемся у невролога. Эти занятия направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти, зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и других умений, а также на коррекцию эмоционального состояния ребенка. В работе этих специалистов используются упражнения, связанные с развитием координации движения.
Личное мнение как специалиста
Я учитель-логопед, и уверена, что коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития, а профилактику стоит начинать уже в дошкольном возрасте. Нужно развивать у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Обязательно нужно работать с нарушениями звукопроизношения, помогать с формированием лексико-грамматического строя речи. Эта работа очень важна: у ребенка улучшается самооценка, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. Кроме того, растет его уровень притязаний и способность достигать поставленных целей.
Читайте также:
5 логопедических проблем, которые нельзя запускать
5 важнейших принципов развития мозга ребенка
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников
Фото: Roman Sorkin/Oksana Kuzmina/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com