Многие мамы и папы сознательно отказываются от уменьшительно-ласкательных форм в разговоре со своими детьми. А зря! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, чем хорош baby-talk и почему умение сюсюкать — это важный воспитательный навык для любого родителя.
Такие сценки регулярно происходят у меня в кабинете.
-Петр, проходи, пожалуйста. Мы с тобой пришли к психологу. Будь добр, быстро переоденься и зайди с нами в кабинет. Вы знаете, Петр не говорит вообще, разве что «да» и «нее». Мы исправляем «нее» на «нет», но он говорит только «нее» или мотает головой. Мы не понимаем, пора ли нам бить тревогу или он заговорит позже?
-Скажите, пожалуйста, а вы всегда с Петром так серьезно разговариваете?
-Да, конечно. Мы считаем его равным себе человеком и стараемся разговаривать с ним с рождения как со взрослым, но он пока нам как взрослый не отвечает, хотя ему уже почти 3 года.
Встревоженные мамы и папы приводят неговорящих детей двух-трех лет, чтобы я посмотрела, все ли с ними в порядке и выяснила, куда же делась речь ребенка. Мы вместе делаем специальные тесты на проверку адекватности работы мышления у ребенка, и если оказывается, что с мышлением все в порядке, то пытаемся понять причины задержки речи. Одной из самых типичных причин оказывается… то, что мамы упорные и ответственные. Начитавшись в интернете статей по популярной педагогике, в которых им объяснили, что с ребенком надо разговаривать как со взрослым, а не сюсюкать, коверкая слова, чтобы не получить логопедические проблемы в дальнейшем, они начинают им следовать. Кто и когда это придумал?! Ладно, я знаю. Это пошло от устаревшей ныне педагогической концепции Б. Скиннера. Концепцию давно отвергли, а последствия до сих пор появляются в умных статьях и мешают детям учиться разговаривать.
А ведь следовать советам из материалов про то, что «сюсюкать вредно» очень и очень непросто! Потому что русское сюсюканье, а в английском baby-talk, «материнский язык» или даже «родительский язык» — это предусмотренный природой инстинктивный механизм измененной речи, с помощью чего родители не только выражают свои чувства нежности, умиления и любви, которые вызывает у них ребенок, но и способ, помогающий малышу быстрее научиться разговаривать.
Тем временем многие родители искусственно сдерживают свои инстинктивные умения, идя на поводу «умных» статей. Многие вообще стараются побольше молчать от греха подальше, чтобы не сказать ненароком что-нибудь, травмирующее ребенка. Я знаю много интеллектуальных современных мам, увольняющих нянь за «нелепое сюсюканье» с ребенком и отстраняющих от воспитания бабушек за фразы типа: «Ути, моооой холосенькиий, ути, краааасивенькииий!», тем самым мешая нормальному развитию речи своего ребенка!
Давайте переименуем негативное слово «сюсюканье» в «родительский язык» или baby-talk и поговорим о том, как он устроен и почему он важен. «Родительский язык» — это слабо контролируемое инстинктивное повышение частотности голоса человека, увеличение артикуляции, усиленное выделение гласных звуков, упрощение речевых конструкций при обращении к младенцам и детям. Проведены многочисленные исследования, которые показывают, что именно к такой речи дети более восприимчивы. Они легче различают высокие голоса, быстрее обращают на них внимание, запоминание звуков «родительского языка» проходит гораздо более эффективно, чем обычной. В 2005 году Эрик Тиссен предлагал 8-месячным детям в течение двух минут прослушивать запись обычной взрослой речи и baby-talk. Он обнаружил, что дети намного быстрее понимают родительский язык. В последних исследованиях приводят данные, что малыши, с которыми сюсюкали в возрасте с 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те дети, с которыми родители разговаривали как со взрослыми.
Многие качественные детские передачи, песенки, мультфильмы содержат элементы baby-talk, чтобы дети быстрее запоминали и учились как своему, так и иностранному языку. Такие элементы в передачах часто раздражают грамотных родителей, которые не понимают, что «какая-то неправильная детская ерунда» помогает, а не мешает осваивать ребенку речь. Кроме того, этот язык готовит детей к последующему общению с другими людьми. Такой «спецголос» появляется и при обращении к щенкам и котятам, то есть к тем, кто нуждается в нашей любви, заботе и привязанности для выживания.
«Родительский язык» есть во всех языках мира. Исследователи Грэг Брайант и Кларк Баррет из университета Калифорнии записывали речь мам, обращенную к детям, а потом ко взрослым, и давали прослушивать людям, проживающим в эквадорской деревне. Жители легко определяли, где мамы обращаются к своим малышам. Результаты были опубликованы в 2007 году в Psychological Science.
Свой родительский язык есть и у мам, и у пап, если, конечно, они себя не сдерживают. Но мамин и папин язык имеют и различия. Мамы инстинктивно сильнее повышают голос и говорят внятнее, чем папы, а папы используют более длинные речевые конструкции и больше включают в беседу объяснения и элементы обучения. Считается, что отцы подготавливают ребенка к дальнейшему общению с малознакомыми взрослыми, то есть создают переходный язык между родительским и общепринятым. Проводимые исследования показывают, что мозг мамы, имеющей неговорящего малыша, активирован в зоне, отвечающей за речь, он стимулирует даже самую молчаливую маму говорить с ребенком. Надо заметить, что мозг папы в присутствии младенца не изменяется, поэтому папы в присутствии детей не разговаривают больше, чем без них.
«Родительский язык» эффективен только определенное время, так что использовать его до школы, конечно, не стоит. Дети развиваются, у них появляется речь, мозг становится чувствителен не только к высоким звукам, учится распознавать речевые конструкции даже в быстрой разговорной речи. Вот тогда-то родительский язык и детские песенки перестают быть настолько эффективными в обучении как раньше, в младенчестве. В норме это происходит около 4 лет. Так что нянь и бабушек можно просить меньше сюсюкать с ребенком примерно с этого возраста, но при этом обязательно продолжать с детьми много, очень много говорить…
Исследователи из Канзасского университета (США) Бэтти Харт и Тодд Рисл доказали, что именно от включенности взрослых в разговор с ребенком, от количества слов, обращенных к нему, а не от врожденных способностей или других параметров будут зависеть его главные достижения в жизни.
Фото: Yuganov Konstantin/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com