Нередко дети сильно нервничают перед публичными выступлениями, будь то школьный концерт, спортивные соревнования или даже чтение доклада перед классом, и порой стараются избежать их. Такое случается и с детьми, которые дома могут спокойно рассказывать стихи и танцевать. Почему так происходит и как им помочь справляться с этим страхом? Психолог Екатерина Истратова подготовила несколько важных советов для родителей таких малышей.
Екатерина Истратова, психолог, медик, руководитель «Школы успешных мам», автор множества опубликованных книг для женщин, мама двоих сыновей
Недетская проблема
Умение выступать перед публикой — искусство, владение которым требуется во многих областях деятельности человека. Вот только подавляющее большинство людей испытывает массу неудобств, выходя произносить речь. И неважно, насколько длинная речь и какова численность аудитории. Для многих даже небольшое высказывание своего мнения на совещании коллег превращается в ад. Практически все, кто выступал и выступает публично, желают нескольких вещей:
Выходить к аудитории без страха и волнения.
Уметь говорить четко внятно и красиво.
Уметь мыслить быстро и четко, и понятно доносить свою мысль до аудитории.
Научиться влиять своим ораторским мастерством на публику.
Овладеть всеми этими навыками можно и нужно. Как достичь вершин ораторского мастерства? Лишь одним путем — регулярными тренировками!
Разные дети — разное отношение к ситуации
Понятно, что все мы хотим вырастить своих детей успешными, поэтому пытаемся помогать им овладеть навыками публичных выступлений. И неважно, где выступает наш ребенок: на детском утреннике, читает доклад в школе, поет или танцует перед зрителями, — мы переживаем за него и хотим помочь справиться с этой ситуацией наилучшим образом.
Есть дети, которым очень нравится быть на виду. При любой возможности (и даже без нее) они стараются показать себя и свое мастерство. Таким детям нужно просто не мешать заниматься тем, что нравится. Родительские одергивания «Ну что ты как выскочка!» или реплики учителя «Тебя мы в этот раз не звали, ты не подходишь» могут со временем убить у ребенка всякое желание выходить к аудитории.
Есть дети, которые в силу своего темперамента и наследственных особенностей не любят быть на виду. Им становится сложно мыслить и говорить на сцене или перед классом. Основная помощь такому ребенку — никогда не заставлять его силой делать то, что ему тяжело. «Ты будешь выступать с докладом, так как я потратила кучу сил, чтобы устроить тебя в этот класс!», «Выступишь — я куплю тебе новый телефон», «Откажешься — за дело возьмется папа!»… Манипуляции, угрозы, принуждения сделают только хуже. Если у ребенка будет выбор, возможность решать самостоятельно, вероятно, в будущем он захочет научиться справляться со своими страхами. Вот тогда и нужно будет его поддержать.
Что могут сделать родители
Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Я предложу вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.
Создайте поддерживающую среду
Это особенно важно для первых выступлений вашего ребенка перед публикой. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому для малыша важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях.
Я знаю девочку из начальной школы, которая все лето путешествовала с родителями и собирала интересный материал для доклада в школе. Когда же, вернувшись осенью в класс, она начала с увлечением рассказывать о других странах, учитель резко прервала ее: «У нас и своих интересностей хватает! Садись! У кого есть доклад про наш город?». Ходить после этого в школу девочке совсем расхотелось, не говоря уже о подготовке докладов.
Поэтому для первых выступлений самостоятельно выбирайте поддерживающую и понимающую аудиторию. Начав свои выступления, пусть и небольшие, перед доброжелательной публикой, ребенок впоследствии будет легче справляться с предстоящими сложностями, которые все равно время от времени будут случаться.
Подберите подходящий наряд
Одежда для выступления должна быть удобной и обязательно нравиться малышу. Мысли вроде «Я выгляжу как болван в этом костюме» не помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, которая нам так нужна. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и прочие мелочи не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.
Дайте возможность снять напряжение
Несколько лет назад я выступала на радио, и однажды девочка из начальной школы позвонила в студию и спросила, как ей не волноваться у доски. Я поинтересовалась, знает ли она урок. «Да, все хорошо знаю и могу рассказать, но не перед классом», — сказала она. «А чем ты занимаешься на перемене перед уроком?», — спросила я. «Я стою перед входом в класс у стены и жду, когда прозвенит звонок», — тихим голосом ответила школьница. Пока все бегали и отдыхали от парты, она стояла неподвижно и думала о предстоящем ответе. Тогда я предложила ей попробовать побегать и попрыгать перед уроками, на которых ей надо будет отвечать у доски.
Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям или слушателям.
Прислушивайтесь к просьбам ребенка
Считается, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.
Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».
Если ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».
Отведите ребенка в интересную ему секцию
Есть разные кружки, которые помогают научиться свободно говорить, легко держать себя на сцене, практиковаться в выступлениях. Если ваш ребенок хочет посещать такие занятия — отлично! Существуют клубы юного оратора, тренинги уверенности в себе, лидерские программы и, конечно же, театральные студии. Если ребенок попал в хорошее место, знания и умения, полученные там, точно останутся с ним надолго и даже навсегда.
Тренируйтесь всей семьей
Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.
Найдите «помощника»
Возможно, вы не раз видели, как юные спортсмены выходят на площадку или сцену со своим талисманом-игрушкой. Прежде чем поклониться публике, они, по разрешению жюри, сажают свой талисман перед собой. Это придает им сил и уверенности в своем отличном выступлении.
Попробуйте предложить ребенку такой способ набраться сил. Если он согласен, выберите талисман вместе. Не критикуйте его зайчика или мишку, а поддержите этот выбор. Это же его талисман, и он видит в нем что-то свое, важное для него. Если нет возможности выносить игрушку на сцену, пусть ребенок сам придумает ей место, где она должна его ждать и наполнять уверенностью.
Для многих малышей достаточно просто видеть свой талисман. Перед выступлением ребенок обращается к нему взором и мысленно подмигивает: «Ну, я начинаю».
Хвалите!
После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
Есть много помогающих ребенку рекомендаций. Важны прогоны, репетиции программы, разбор структуры и акцентов выступления и многое другое. Но об этом вы, наверное, уже знаете. Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.
Читайте также:
Как развивать детскую креативность при помощи рисования
Как привить ребенку интерес и любовь к природе
Фото: Yuganov Konstantin/Syda Productions/Africa Studio/Shutterstock.com