«Какой воспитанный ребенок! Какие хорошие у него манеры!» — каждый родитель хотел бы услышать это в адрес сына или дочери. Знание этикета, вежливость, доброжелательность, умение подумать о других и учитывать их интересы, все то, что подразумевают под воспитанностью, — это то, что закладывается с самого детства и остается на всю жизнь. Как и когда прививать ребенку хорошие манеры? На эту тему рассуждает детский психолог Павел Тарунтаев.
Родительский пример
Когда нужно задуматься о прививании хороших манер ребенку? Я бы сказал, с момента его рождения. С первых дней жизни ребенок наблюдает, пусть и неосознанно, за взрослыми, а взрослея — перенимает их модели поведения, определенные шаблоны, которые видит в семье. Когда ребенку два-три года, уже можно ожидать от него простых «спасибо», «пожалуйста», «пока». Конечно, речь идет о тех детях, которые к такому возрасту умеют говорить.
В этом вопросе самое главное — личный пример. Если родители в своей повседневной жизни используют вежливые слова, если они думают не только о себе, но и других, то их дети учатся хорошим манерам довольно быстро. Когда в семье подобное поведение принято, ребенок его просто перенимает.
Сложности возникают тогда, когда родители сами забывают о вежливости и корректности, но при этом от ребенка требуют хороших манер и следования установленным в семье правилам. Например, мама и папа ждут, что ребенок будет говорить «спасибо» и «пожалуйста», предложит поделиться чем-то, но сами так делают не всегда.
Вежливость и уважительное поведение по отношению к другим людям — это нормы, соблюдения которых нужно требовать. Вы предупредительны и тактичны ко всем, в том числе и к ребенку, но ничего не делаете, когда он грубит и проявляет агрессию? Не ждите, что эта проблема уйдет сама собой, и он однажды станет похож на вас (хотя такое, конечно, возможно). Как и любой вопрос, связанный с воспитанием, прививание хороших манер включает в себя контроль, поощрение и определенные санкции в случае нарушения правил. «Я не дам тебе игрушку, потому что ты не попросил об этом вежливо», — это уже определенная санкция. Важно работать над тем, чтобы вежливость стала для ребенка естественным способом взаимодействия с другими.
У детей раннего возраста часто бывает такая проблема: они не умеют просить, а требуют, причем в агрессивной форме, с криками и даже физическим воздействием на другого человека. Очень важно вовремя это пресечь: «Не надо бить. Попроси, скажи: „Дай игрушку, пожалуйста“». Важно не просто пресекать негативное поведение, но и давать альтернативный, более конструктивный путь. Если оставить все как есть в надежде, что ребенок «перерастет», ничего хорошего из этого не выйдет. Ребенок привыкнет так себя вести, и какими бы вежливыми ни были родители, очень маловероятно, что это пройдет.
Осознание чужих границ
Ребенок может не осознавать границ других людей и вести себя в отношениях с другими людьми — в саду, в школе — так же панибратски, как с родителями. Я работал с мальчиком, который привык шутить над мамой, выражаться какими-то сленговыми словечками, которые не все родители рады слышать, и точно так же он вел себя с воспитателями. Таким детям важно объяснять, что другие люди — это не его близкие, которые могут многое ему позволить и на какие-то вещи закрыть глаза. То, к чему относятся терпимо в семье, может быть неприемлемо в обычной жизни. Это нужно проговаривать, демонстрировать в играх и сказках.
Другая ситуация: ребенок сознательно невежлив с теми, кто ему не нравится. Например, школьник, получивший двойку по математике, может начать игнорировать преподавателя по этому предмету, не здороваться с ним или даже хамить. Он знает, что так делать некрасиво, ему известны нормы поведения, но считает, что у него есть право так себя вести. Здесь важно поговорить о том, что есть определенные правила, их нужно соблюдать, и на них не могут влиять личные отношения. Учитель может не нравиться и даже раздражать, но у него есть определенный статус, и ребенку стоит с этим считаться. «Ты тоже можешь кому-то не нравиться, но это не значит, что другие имеют право тебя обижать, так делать нельзя». Чем старше ребенок, тем проще объяснить ему эту ситуацию определенными социальными нормами. А также выгодами, которыми это может сулить, и, разумеется, негативными последствиями.
Целенаправленное воспитание хороших манер
Манеры можно прививать при помощи игр и правильных книг, то есть вести целенаправленную работу. Но она будет иметь смысл только в том случае, если сами родители могут служить примером. В доме, где кричат друг на друга и даже дерутся, бесполезно говорить с ребенком о том, что нужно здороваться, прощаться, не повышать голос и быть очень корректным.
Можно почитать с ребенком сказки о доброте и о том, как воспитанные и добрые люди получают за это награду, в отличие от злых и грубых. Таких сюжетов немало в русских народных сказках. Книжные полки пестрят энциклопедиями маленьких джентльменов, пособиями по этикету — все это тоже может стать хорошим подспорьем. Например, лично мне нравятся следующие книги: «Хорошие манеры. Веселые советы для детей» Филиппа Жальбера и «Настоящие рыцари не обзываются. Хорошие манеры для мальчиков от 5 до 8 лет».
Можно устроить сюжетно-ролевые игры и проиграть различные бытовые ситуации, в которых ребенку нужно о чем-то попросить, о чем-то договориться, принять гостей, быть гостем. В этих играх нужно показать, каким разным будет итог в зависимости от поведения ребенка: что случится, если он станет вести себя вежливо, и что будет, если проявит агрессию.
Вежливость и безотказность
Некоторые добрые и вежливые люди в любом возрасте рискуют стать жертвами более напористых и наглых личностей, потому что их учили быть предупредительными и заботливыми, но не учили отказывать. Возможно такое и с воспитанным ребенком, который, например, не может сказать твердое «нет» одноклассникам, просящим списать, и вообще не умеет за себя постоять. Он не умеет противостоять хамству, потому что благодаря своей семье и окружению никогда не знал, что это такое. Навык умения говорить «нет» должен воспитываться и тренироваться, так же, как знание этикета и норм поведения. Вежливость и мягкость — во многом пересекающиеся понятия, но это не одно и то же.
Очень важно, как родители справляются с подобными ситуациями в своей жизни, знают ли они, как нужно себя вести. Их задача — «вооружить» ребенка навыком отказывать, но делать это так, чтобы он не чувствовал себя виноватым, неудобным. Малышу будет проще жить, если он узнает, что у него есть право выбирать и не уступать, когда не хочется.
Злоупотреблять этим, естественно, не стоит. Если другой человек был уважителен, вежлив по отношению к ребенку, то логично поступать с ним так же. Если же этот человек был груб и вел себя нагло, ребенок вовсе не обязан ему уступать и быть «хорошим». Конечно, не стоит грубить в ответ или даже лезть в драку. Но важно уметь настойчиво обозначить свою позицию, заявить «Мне это не нравится» — этому должны научить родители. Как и тому, что все хорошо в меру. Если человек продолжает делать добро для тех, кто его ни во что не ставит, стремится быть «хорошим» для тех, кто поступает с ним плохо, то он ведет себя неразумно.
Вежливость, уважительное отношение к другим людям, хорошие манеры — очень важные качества для человека в любом возрасте. Помогите ребенку их приобрести и сами будьте для него главным примером.
Читайте также:
Научите ребенка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление
Как развивать чувство юмора у детей
Буллинг растет там, где его «кормят»: 7 способов справиться с травлей в школе
Фото: goodluz/Photographee.eu/InesBazdar/Shutterstock.com