Всемирный день распространения информации об аутизме — 2 апреля. На вопросы, которые часто задают психологам обеспокоенные родители, отвечает психолог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим» Анна Овечкина.
Можно ли распознать аутизм на ранних стадиях?
Это заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. Если выявить его на ранней стадии, то лечение может иметь заметные результаты. Ребёнок будет социализирован, сможет учиться в школе, получить высшее образование, создаст семью. Лечат таких детей не таблетками, а помогают найти общий язык с другими детьми, научиться жить в обществе.
Чтобы вовремя распознать аутизм у ребёнка, родителям нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Редко, когда такой диагноз может поставить педиатр районной поликлиники во время ежемесячного визита. Эта задача стоит прежде всего перед родителями.
Научился, но позже
Развитие ребёнка происходит неравномерно: кто-то быстрее пополз, но чуть позже сверстников сделал свой первый шаг. А кто-то стал улыбаться раньше, но пирамидку стал собирать, когда сверстники его уже опередили. Как правило, маме сложнее всего распознать аутизм у первенца.
Когда появляется второй или третий, то мама уже точно знает, как развиваются дети, и чувствует, если что-то не так. У такого малыша всё в пределах нормы, но на нижних границах. Чуть позже он смог сосредоточиться на лице мамы, чуть позже следить за игрушкой.
Могу сказать одно — как мама вы должны быть тревожной. Если что-то настораживает в поведении ребёнка, если интуиция подсказывает, что что-то идет не так, то стоит лишний раз провериться у компетентных специалистов. Часто родители говорят мне: мы проверяли у ребёнка слух, нам казалось, что он нас не слышит. Если ребёнок не откликается на имя, то это повод посетить не только ЛОРа, но и невролога или детского психолога.
Часто мама не замечает особенностей ребёнка, но ей о них говорит воспитатель в детском садике. Не стоит отмахиваться от педагога. Её цель не обвинить вас в том, что ребёнок не говорит или недостаточно социальный, не играет с другими. Воспитательница хочет обратить внимание родителей на особенности малыша, чтобы ему как можно раньше была оказана необходимая помощь.
Аутизм нельзя воспитать, — это особенность человека. Он может проявиться раньше или позже. Часто на форумах можно прочесть, что аутизм у ребёнка проявился после очередной прививки. На самом деле такой связи нет.
Просто после двух лет можно диагностировать у ребенка расстройство аутистического спектра. До двух лет поставить диагноз нельзя, так как ребёнок диссоциирован, то есть его основной круг общения — это семья. А в общении с ближним кругом малыш с аутизмом может не испытывать проблем.
На что обратить внимание?
Вот какие признаки точно должны стать поводом для проверки у специалистов
- Отсутствие любопытства. У «обычного», нейротипичного ребёнка «шило в одном месте». А аутистичный предпочитает проводить время на руках у мамы, а не изучать мир вокруг себя.
- Проблемы с едой. Другие малыши уже едят почти все, а он предпочитает молоко, смеси или грудь. Для мамы большая проблема накормить ребёнка. К примеру, малыш ест только гречку или любит только огурцы. Пищевая избирательность тоже может быть признаком расстройств аутистического спектра.
- Ребёнок не любит, чтобы его трогали, любит, чтобы все игрушки лежали на строго отведенных им местах. Волнуется или плачет, если нарушается привычный распорядок дня.
- Сенсорные депривации. Затыкает ушки, испытывает дискомфорт от звуков. Жалуется, что полотенце колючее, щётка твердая. Или наоборот нечувствительный — ему не важно, под ледяной водой он моет руки или почти под «кипятком».
- Избегание визуального контакта. То есть ребёнок в кругу близких ему людей ведет себя вполне дружелюбно и тепло: обнимает маму, целует, но не смотрит ей в глаза.
- «Неправильные» эмоции. Он чуть больше смеётся, чем другие или, наоборот, молчит, когда нужно сказать.
- Чрезмерное упорство. Может долго сидеть на одном месте и упорно запихивать машинку в какое-то отверстие. Или играет игрушками не по назначению. Не катает ту же машинку по полу, а часами крутит ее колесо. Либо играет только с одной и той же игрушкой.
- Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребёнка вспышку гнева, спровоцировать истерику, агрессию. Он может бить других или даже себя.
- Нарушения речи. Некоторые дети с аутизмом и РАС не разговаривают вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. В младенчестве такой ребёнок не гулил, в два года говорит мало слов, в три не научился складывать слова в предложения.
- Проблемы со сверстниками. Ребёнок с аутизмом не умеет играть с другими детьми, он не понимает их эмоций. Предпочитает уединение с игрушками беготне по двору. Либо играет только с одним определенным приятелем.
Читайте также:
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу
Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе
Фото: Nazarova Mariia, Surowa, Photographee. eu/Shutterstock.com