Реджио-педагогика — подход к раннему образованию детей, основанный на принципах уважения к индивидуальности и раскрытии творческого потенциала. Похоже на систему Монтессори, правда? Что между ними общего и в чем польза методов Реджио?
Что такое реджио-педагогика?
Жители итальянского города Реджо-Эмилия после Второй мировой войны мечтали о том, что их детям будет интересно ходить в школу. Учитель Лорис Малагуцци вместе с активными родителями придумал образовательную систему, цель которой была растить добрых, ответственных и самостоятельных детей, рожденных во время войны. После десятилетий работы в Италии, в 1987 году слухи о методе Реджо-Эмилии достигли и других стран, с тех пор популярность этого подхода неуклонно росла, стало много реджио-детских садов, клубов и детских центров. В городе Реджо-Эмилия работает международный центр изучения детства, который поддерживает постоянные контакты с более чем 140 странами и помогает готовить специалистов.
Принципы реджио-педагогики
Философия Реджио Эмилия фокусируется не только на обучении детей в дошкольном возрасте, но и на важности образования младенцев и малышей. Подход поддерживает обучение через игру, открытия, общение, социокультурное окружениие. Это достигается за счет баланса самостоятельного обучения и обучения под руководством сверстников или взрослых. В основе подхода лежат права ребенка и идея о том, что дети обладают огромным потенциалом для саморазвития. Вот основные принципы этого подхода:
Дети связаны друг с другом: каждый ребенок является членом сообщества и коллектива, а не изолированной личностью, и учится новому через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Совместное, самостоятельное обучение. Учителя планируют уроки, но в то же время используют легко адаптируемый подход в режиме реального времени. Это позволяет добиться гибкости в обучении, ориентируясь на то, что вдохновляет каждого конкретного ребенка, включает в себя наблюдение и слушание, чтобы обнаружить его интересы и позволить этому исследованию направлять образовательный процесс. Дети и учитель вместе руководят учебным процессом в классе, при этом всем ученикам предлагается выбрать те предметы, которые вызывают у них интерес.
Проектный подход. Используя информацию, полученную в ходе наблюдений за учениками, учитель инициирует проекты, которые расширяют и развивают процесс обучения детей: так обученюие развивается естественным образом, в то же время направляясь любопытством и вопросами детей.
Дети — коммуникаторы, они используют множество форм и «сто языков» символического представления: слова, движение, рисунок, живопись, строительство, скульптура, игра теней, коллаж, драматическая игра, музыка.
Окружающая среда становится «третьим учителем»: пространство создано для того, чтобы поощрять встречи, общение и отношения.
Педагоги — партнеры, воспитатели и проводники. Педагоги способствуют исследованию детей и направляют их к открытиям и решению проблем, наблюдают и внимательно слушают детей, чтобы глубже понять их идеи и способы совместной работы.
Семья как партнер. Семьям отводится активная роль в процессе обучения, родителей поощряют делиться своими идеями, и они знают, что происходит на занятиях.
Что общего между Реджио и Монтессори?
Оба метода относятся к альтернативным методам обучения и развития малышей и дошкольников, она направлены на всестороннее развитие ребенка и стремятся воспитать самостоятельных, ответственных и активных людей, живущих в гармонии с другими.
И Реджио, и Монтессори подходы исходят из концепции, что каждый ребенок имеет врожденный потенциал к обучению разными способами, и сосредоточены на самостоятельном выборе ребенком видов деятельности и участия в них.
В чем разница между Реджио и Монтессори?
Метод Монтессори более структурирован, есть определенные правила занятий и взаимодействия педагога и детей. Для подхода Реджио характерна эмерджентность (принцип, по которому совместное действие нескольких факторов отличается от суммы раздельных эффектов), то есть взаимодействие между учениками и учителями создает новые возможности для понимания и обучения, которые не могут возникнуть, если каждый будет работать в одиночку.
Каждый реджио-класс отличается от другого и отражает культуру детей, их семей и местного сообщества. В центре внимания — приятная эстетика, гостеприимная и теплая атмосфера, наглядность обучения через демонстрацию детских работ и проектов, свет и простор. Каждый ребенок имеет свободный доступ ко всем учебным материалам.
Монтессори-классы более структурированы, в них есть зоны, отведенные под конкретные виды деятельности.
Учителя Реджио считаются со-учениками, Монтессори-педагоги выступают в роли «руководителей» по образованию.
В рамках метода Реджиодети распределяются по традиционным возрастным группам (по годам), в то время как по Монтессори дети работают в классах с детьми схожего возраста (обычно в пределах 3 лет).
Фото: freepik