Ребёнок всё чаще заговаривает о том, что ему хочется завести кошку или собаку. Ну хотя бы рыбку! Мама с папой вроде бы и не против, но… Как подготовить ребёнка и подготовиться к появлению питомца самим? Какие книги на эту тему прочитать вместе? Советует психолог Светлана Филяева.
Я — как детский психолог и владелица кошки и двух попугайчиков — очень советую семьям с детьми заводить домашнее животное.
Потому что это радость и удовольствие, любимый питомец помогает поддерживать психологический комфорт в семье. А ещё это своего рода профилактика эгоистичности у детей (а родители сейчас часто жалуются на эту особенность): домашнее животное помогает развивать эмпатию, даёт первые уроки того, как думать и заботиться о ком-то ещё, кроме себя самого.
НО! Всё это работает при одном условии: если к вопросу вы подойдёте вдумчиво, ответственно. Потому что иначе питомец может стать причиной ссор, разочарований, обвинений… И сам будет заброшенным и ненужным.
С чего начать разговор о домашнем питомце?
Вот на какие важные пункты советую обратить внимание, продумать и обсудить с ребёнком заранее:
- Как мы будем выбирать домашнее животное (не просто какого мы хотим, а какой нам действительно подойдёт);
- Зачем нам нужен питомец? (Не в качестве игрушки);
- Как мы будем искать общий язык с домашним питомцем;
- Как будем обеспечивать правильный уход за домашним животным: что надо будет делать и как мы распределим ответственность.
Лучше обойтись без занудства, менторства. Начать разговор можно, опираясь на интересные детские книги, которые расскажут о разных домашних животных. Я подобрала несколько, которые советую прочитать.
1. Как выбрать питомца?
Здесь очень пригодится книга, которая так и называется: «Могу ли я завезти домашнее животное?» (Советую на возраст от 4 до 9 лет).
Она поможет обсудить с ребенком (да и самому взрослому хорошо подумать), какое домашнее животное мы вообще можем завести.
Потому что, например, если собаку — то какую, большую или маленькую? Подвижную, с которой надо подолгу гулять и бегать, или спокойную, с которой можно целый час смотреть мультики? Хватит ли у нас финансов и технических возможностей содержать крупное животное (ему нужно много места, специальный корм, занятия с кинологом)? А если впереди поездка, найдёте, с кем оставить питомца? Может быть, реальнее выбрать кого-то поменьше и попроще в уходе — хомячка, попугайчика, рыбку?
Когда ребёнок видит зверюшку в зоомагазине или у кого-то в гостях, ему кажется, что питомец — это сплошное удовольствие.
Но содержать животное дома — это ежедневный труд, не всегда приятные ситуации. Кошка или собака может что-то грызть, портить, не сразу приучиться к туалету. И про это тоже надо говорить.
В книге есть интересные советы, как самому сделать игрушки для кошки и собаки, как самому обустроить домик для хомячка. И это очень здорово — сразу вовлечь ребёнка во взаимодействие.
После того как вы вместе с ребенком прочитаете эту книжку, нужно трезво оценить: кого мы потянем (во всех смыслах)?
Очень важно с разных сторон посмотреть, хорошо подумать, чтобы животное точно принесло радость.
2. Зачем мы заводим домашнее животное?
Это тоже большая тема для обсуждения всей семьёй. Начать разговор можно с забавной истории «Все морские коньки распроданы». (Для читателей от 3 до 6 лет).
Сюжет здесь такой: папа очень много работает, сын скучает. Папа говорит: «Ну пойди и поиграй с кем-нибудь». А с кем? Каникулы, все разъехались… И папа отправляет его в зоомагазин, чтобы тот выбрал себе питомца.
Мальчик покупает мышку и целый вечер играет с ней. Но на следующее утро понимает, что она куда-то спряталась: где искать? Папа снова отправляет его в зоомагазин. Продавец советует взять щенка, который поможет найти мышку… Потом у мальчика появляется тюлень, пингвин и другие питомцы. И когда папа заканчивает работу, он вдруг видит полный дом зверей.
О чём нам напоминает эта книжка? О том, что взрослые часто покупают домашнее животное, как компенсацию за своё постоянное отсутствие.
Но ни одно животное не может заменить маму или папу. Оно не обнимает, не читает сказку перед сном, не говорит важные слова. А ещё за ним нужно ухаживать, а как, никто не объясняет. Результат? Ребёнок разочарован, а родители сердятся: вот просил собаку — мы тебе купили, а ты?
Ещё одна история о том, какое место может занимать питомец, — «Попугай Колетт». (Этот комикс советую на 7−9 лет).
Девочка переехала в новый район, где никого не знает. Просит у мамы хоть какое-то домашнее животное, но мама не соглашается. Девочка встречает соседских ребят и придумывает, будто вышла на улицу не просто так, а ищет своего попугая, который потерялся. И дети начинают искать вместе с ней. Компания собирается всё больше и больше, все сочувствуют. А героиня придумывает всё больше подробностей про улетевшую Марию-Антуанетту (так теперь зовут попугая), какой у той характер, увлечения, как они вместе играют. В какой-то момент дети понимают, что это выдумка. Но решают продолжить игру.
Вот пример того, что домашнее животное, выдуманный попугай, становится другом. Питомец — это часто именно друг, который не может ответить, но понимает лучше всех.
4. Как найти общий язык, наладить отношения с питомцем?
А вот тут очень советую внимательно изучить книгу «Твоя собака». (Книга от 5 до 12 лет и старше).
Сама автор рассказывает о собаках вообще и о появлении ее собственной собаки Джо, которую она взяла из приюта. Им обеим пришлось потрудиться, чтобы научиться понимать друг друга. Джо была достаточно пуглива, боялась громких звуков, несколько месяцев не могла приучиться не ходить в туалет дома, таскала еду. Поначалу даже спала в коридоре, не заходила в комнату. Хорошая история про то, как настроиться именно на контакт со СВОИМ животным, своим другом. Потому что все собаки разные, так же, как и все коты, попугаи и кролики.
Здесь найдёте не только личный рассказ, но получите готовое руководство, как ухаживать за собакой, как находить с ней общий язык, как приучить собаку к туалету на улице, как и чем кормить, какие нужны миски. Как собака может вести себя на прогулке, сколько с ней нужно гулять, и, кстати, какой поводок и ошейник выбрать. Много рассказано про игры и развитие, потому что собаке нужные разные активности, интеллектуальные задачи. В работе над книгой автору помогали научные редакторы, среди которых кинолог, ветврач.
А как лучше узнать кошку? Посоветую комикс «Кошки». Там на каждом развороте в забавной интересной форме рассказывается о какой-то повадке, привычке хвостатых. Воспринимается полезная информация легко, потому что подана через диалог двух кошек: старшая, более опытная, учит младшую, как себя вести, как принято. Вот, например, она рассказывает о хорошей привычке приносить хозяину мышку или птичку. В книге это подано очень смешно.
Вот здесь можно остановиться и объяснить, что кошка — животное хищное, которое человек приручил. Расскажите об истории её появления в нашей жизни. Тут очень выручит книжная новинка «Как кошка приручила человека». Одна из важных функций котов — борьба с вредителями, которые портят урожай, переносят инфекции. Когда кошка приносит вам на даче мышку — это демонстрация доверия и привязанности. Важно, чтобы ребёнок понимал особенности кошачьего поведения, характера.
Мы должны уважать животное, которое приходит к нам в дом. Мы должны знать его.
Детям очень часто кажется, что домашний питомец — это игрушка, которую можно тискать, наряжать в бантики и кружавчики. Любить и хотеть животное — это и про узнавание.
5. Как обеспечить правильный уход за домашним животным?
Я уверена, что даже ребёнок младшего дошкольного возраста может внести посильный вклад в уход за питомцем.
- В 3−4 года может проверять, достаточно ли дома корма, налить свежей водички, положить на место кошачьи игрушки, убирать в специальную баночку купленные лакомства.
- В 5−6 лет уже может следить за чистотой у хомячка, играть с котом и собакой.
- В 7−8 — расчёсывать домашнего питомца, мастерить для него игрушки, даже убирать лужицы.
Поговорить об ответственности можем с помощью советской классики. Одна из любимых книг моего детства и сейчас — «Весёлая семейка» Носова. О том, как ребята решили сами вывести цыплят с помощью инкубатора.
Тут много всего интересного о том, как они сами мастерили настоящий инкубатор из подручных материалов (с подогревом и вентиляцией!). Как поехали в деревню и взяли пару десятков яиц. И вдруг выяснилось, что всё меняется, когда ты на самом деле отвечаешь за маленькую жизнь! Сначала ребята просто хотели собрать любопытную штуку. А потом оказалось, что нужно регулировать температуру, не спать и дежурить, чтобы с цыплятами всё было хорошо… Забота о ком-то, даже маленьком, меняет людей!
Ещё один важный аспект ухода — регулярные походы к ветеринарному врачу. Ребенок часто сам-то боится идти к врачу, важно донести, что визит к ветеринару — это часть заботы. Надо познакомить ребёнка с тем, кто такой ветеринар.
«Доктор Скрипка» — серия рассказов о работе ветеринара. Здесь классные иллюстрации, в каждом рассказике знакомимся с очередным пациентом. Вот приходит очень грустный сенбернар, старушка с поросёнком, простуженный хомяк… Описываются разные ситуации, как проходит приём, на какие признаки стоит обращать внимание. Это очень милая книжка, которая в игровой форме знакомит ребёнка с таким врачом, напоминает, что иногда надо, не раздумывая, вести к нему питомца. И снимает тревогу и напряжение, связанную с походом к ветеринару.
Родителям я очень советую заводить домашнего питомца!
Да, это хлопоты, но это очень важно для воспитания и развития ребенка. Когда он заботится о любом живом существе, становится эмпатичнее, внимательнее, лучше. И делает этот мир лучше.
Читайте также:
Как помочь питомцу пережить жару? 10 советов