Не слишком ли рано? Нет, в самый раз! Обучение языку детей 3−5 лет может стать увлекательным и полезным занятием как для родителей, так и для малышей. Своими идеями делится Анна Данилова, старший преподаватель МГУ.
Важность раннего начала обучения
Начинать обучение языку чем раньше, тем лучше. У детей 1−4 лет активно работает механизм естественного освоения языка, и именно в этом возрасте их мозг сам настроен на запоминание новых слов и конструкций.
Второй язык становится для них таким же естественным, как и родной. Это время, когда язык запоминается лучше всего. Потом этот механизм угасает, дети учат язык по-другому.
Почему учиться лучше в игре?
Основной метод обучения на этом этапе — игра. Игры позволяют детям запоминать новые слова и конструкции без напряжения и усилий. Вот несколько примеров игр и упражнений, которые можно использовать:
• Канат и мячик. Например, для английского используем слова pull (тянуть) and push (толкать). Берем пояс или веревку и перетягиваем, приговаривая pull! А потом толкаем мячик: push. Дети любят активные игры, и запоминание слов происходит естественно в процессе игры.
• Качели. Когда мы качаем ребенка на качелях, можно комментировать движение вверх и вниз: up and down. Мы никак не мешаем ребенку качаться, но когда мы так говорим, дети отлично запоминают эти слова.
• Мелки на асфальте. Нарисуйте на асфальте круги разных цветов и командуйте ребенку, в какой круг прыгать: yellow! red! blue! (жёлтый, красный, синий) — через 10 минут все цвета будут выучены и намного веселее, чем с карточками и учебником.
Регулярность занятий
Важно заниматься языком каждый день. Достаточно даже 5 минут. Что?! Какие пять минут, это разве серьёзно?
Да, ребёнок за 5 минут может запомнить столько, сколько за часовое занятие.
А наша память устроена так, что повторение каждый день работает намного эффективнее, чем при часовых занятиях раз в неделю. Поэтому да, пять минут — это отличное время для малыша.
• Чтение книг. Читайте книги на языке перед сном. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и простыми текстами, чтобы ребёнку было интересно.
• Бытовые слова. Если понемногу включать в жизнь ребенка обычные фразы на иностранном языке типа «нажми кнопку», «открой дверь», «поторопись», то они станут привычной частью жизни для ребенка.
• Утренняя зарядка. Включайте команды на языке в утреннюю зарядку.
Если язык включен в нашу жизнь с ребёнком — это лучший способ незаметно, без специального заучивания, познакомить его с большим количеством слов и фраз. Что можно делать?
- Напоминать, что после прогулки надо помыть руки.
- Создать дома «магазин», где ребёнок будет покупать и продавать товары, используя слова из того языка, который вы учите.
- Во время купания в ванной комментировать игру, добавляя новые слова и фразы.
Визуальные и аудиоматериалы
Этот возраст — самый классный для того, чтобы начать смотреть простые мультфильмы. На одних мультфильмах ребенок не сможет выучить язык, но закрепить то, что пройдено в игре, запомнить фразы — отлично получится!
• Включайте короткие мультфильмы на языке оригинала для малышей.
• В интернете много прекрасно начитанных книг с живыми картинками. Это не совсем мультфильмы, медленнее и спокойнее — настоящие книги.
Использование интерактивных материалов
Советую использовать интерактивные материалы, которые помогают детям учиться через игру.
• Онлайн-игры: используйте игры, которые помогают детям запоминать новые слова и фразы. Например, игры на сопоставление слов и картинок.
• Приложения: скачайте приложения для изучения языка, которые предназначены для детей. Они часто включают игры, песни и интерактивные задания.
Создание языковой среды дома
Создайте дома атмосферу, которая способствует изучению языка.
• Развесьте карточки со словами и картинками по всему дому. Например, на холодильнике, дверях, мебели
• Устройте «английские (испанские, немецкие) дни», когда вы общаетесь только на иностранном языке.
Атмосфера поддержки
Если ребёнок долго запоминает, мы нервничаем, и просим его повторять и повторять. Нам кажется, что он неспособный. Но скорость запоминания не имеет никакого отношения к способностям. Сначала ребёнку, возможно, надо услышать слово 30 раз, а потом — 10, а потом — со второго раза запомнит.
• Хвалите ребёнка за каждое новое слово или фразу, которую он выучил.
• Не бойтесь «я забыл» — просто поиграйте в это слово еще раз.
• Если ребёнок сказал что-то неправильно, просто повторите за ним правильно.
Поддерживайте интерес и мотивацию ребёнка к изучению! Можно создать систему наград за достижения. Например, наклейки или маленькие призы за новые выученные слова.
Обучение языку детей 3−5 лет — это процесс, который требует терпения и творчества. Пробуйте разные методы и подходы, находите то, что нравится вашему ребёнку, и не забывайте, что самое главное — это радость и интерес от процесса обучения.
Читайте также: