Ребёнок каждый день страдает над домашкой по русскому, старается, повторяет, заучивает — и всё равно пишет «чимодан», «варона» и «земленика». Как помочь стать грамотнее?

Русский язык не зря называют одним из самых трудных. Многим младшим школьникам (да и старшим тоже!) он даётся нелегко. Что делать? Для начала — конечно, читать. Пусть маленькие тексты, но читать. Совет банальный, однако действенный. Что ещё?
1. Даже довольно плохую ситуацию с грамотностью можно исправить с помощью вот этого простого приёма.
Возьмите любую книгу по возрасту и каждый день (именно каждый день, без пропусков, как зубы чистить!) переписывайте по порядку по одному абзацу. Если абзацы большие, смело делите их на две или даже на три части. Переписав небольшой абзац, возьмите красную ручку (пусть это сделает сам ребёнок) и проверьте написанное, сверяя с текстом книги. Ошибки в словах и в знаках препинания нужно исправить красным. И ещё раз внимательно посмотреть на получившийся текст.
Обратите внимание:
· не стоит переписывать большие отрывки;
· не следует пропускать даже дня, а если все же пропустили, то не нужно делать двойную норму: это бесполезно.
Замечу, что такой способ поможет вам быстро поправить ситуацию с правописанием, но это не значит, что русским языком можно больше не заниматься: быстро исправленное быстро и забывается.
Как запомнить словарные слова?
Ученики начальных классов часто жалуются, что не могут запомнить словарные слова. Как быть?
2. Прежде всего — прописывать такие слова. По строчке — больше не нужно! И, вооружившись опять же красной ручкой, проверить себя: всё ли правильно написано, не закралась ли ошибка. Это очень важно, иначе можно запомнить слово неправильно.
И здесь есть одна маленькая хитрость. Прописав строчку словарного слова (или написав его один раз красиво, крупно), внимательно посмотрите на это слово, затем посмотрите вверх влево (если вы правша) или вверх вправо (если вы левша) и представьте это слово, вспомните, как оно выглядело в написании. Теперь переведите взгляд снова на слово. Так точно запоминается лучше!
3. Конечно, не стоит забывать об известных приёмах. К примеру, составить простые предложения со словарными словами или даже маленький рассказик.
Вот один из таких рассказиков, который позволить правильно писать слова, начинающиеся с ЧЕ-:
«В четверг на чердаке четыре черненьких чертенка, взяв черепаху и поправив челки, чертили черными чернилами чертеж — на чемодане».
4. Иногда удобно разбивать слова на группы и так запоминать. Давайте объединим несколько слов (в основном тюркского происхождения), в которых пишется буква А:
- Барабан
- Карандаш
- Кафтан
- Сарафан
- Сахар
- Стакан
И приплюсуем к ним слова:
- Завтрак (и завтра)
- Трамвай (хотя оно пришло к нам, видимо, из немецкого языка).
Смотрите: во всех этих словах одна буква, А под ударением, в ней вы не ошибетесь, но и другие гласные здесь тоже А. Легко запомнить!
А вот группа с русскими словами, в которых есть сочетания -оло- или -оро-:
- Голова
- Город
- Горох
- Дорога
- Золото
- Корова
- Молоко
- Мороз
- Огород
- Порох
- Пороша
- Холод, холодно, холодный
И приплюсуем сюда слова:
- Воробей
- Ворона
- Молоток
- Солома
- Сорока
- Столовая
- Хорошо, хороший
Сгруппировать можно некоторые трудные слова с буквой Я:
- Заяц
- Лягушка (слово произошло от существительного ляга, которое означает «нога»; лягушка передвигается с помощью задних ног — ляг — потому так и называется)
- Земляника (первую Е легко проверить: земляника растет на земле, близко к земле и проверяется словом зЕмли)
- Землетрясение (бывает, когда земля трясется, проверяется словом трЯска)
- Рябина (можно запомнить так: рябина пишется через Я, потому что ее яркие ягоды рябят, создают в глазах рябь)
- Язык (в том числе и русский язык)
- Январь (а это слово происходит от имени двуликого древнеримского бога, которого звали Янус, отсюда и буква Я!)
Видите, все получается довольно легко! Попробуйте сами группировать похожие слова.
Стихи, которые помогут выучить трудные слова
5. Запоминать некоторые правила написания можно с помощью стишков.
Всем известно, очень честно
И, наверное, прелестно
Букву Т писать уместно.
Но ужасно и опасно
И совсем не интересно
Букву Т писать напрасно.
А вот слова «лестница» с буквой Т и «ресницы» без буквы Т нужно запомнить отдельно! Можно это сделать так: в слове лестница Т появилась потому, что там есть ступеньки. А вот в ресницах Т будет мешать, как соринка в глазу. Её здесь писать не следует.
Ищем родственные слова
6. В некоторых случаях помогает этимология (наука о происхождении слов). Например, ребята часто ошибаются в словах «сирень» и «свирель». Быть может, кого-то удивлю, если скажу, что есть версия о родственном происхождении этих двух слов.
«Давным-давно жила-была нимфа по имени Сиринга. Бог Пан однажды погнался за ней, она добежала берега реки и постаралась спрятаться среди растений. Пан разозлился и превратил ее в тростник. Сиринга жалобно плакала, и Пан сделал из тростника сиринкс, то есть дудочку в виде трубочки, свирель».
Этот миф придумали древние греки. По-гречески «свирель» — это что-то в форме трубочки, но и у сирени есть трубочки в основании цветочка! Приглядитесь и пишите оба слова с первой гласной И — по имени Сиринги.
Слова «капитан» и «капуста» тоже могут считаться родственниками. Они, вероятно, происходят от латинского слова «капут» (caput), которое означает «голова». Согласитесь, что капуста похожа на голову, а голова у человека главная! Капитан — главный (с буквой «а») на корабле. Капуста и капитан — дальние родственники, и писать их нужно через «А».
Гласные после шипящих
Уже в первом классе ребята учат: ча-ща пиши с буквой А, чу-щу с буквой У, жи-ши с буквой И.
7. И на эти простые правила есть свои запоминалочки.
Если в слове ЖИ и ШИ,
С буквой И ты их пиши.
Если встретишь ЧА и ЩА,
С ними дружит только А.
Быть я грамотным хочу,
Совершенно не шучу, и поэтому
ЧУ-ЩУ напишу я с буквой У.
С Ю исключений только три: брошЮра, парашЮт, жЮри.
Читайте также:
Учим буквы: 10 весёлых игр для дошкольников
Скороговорки для детей: как они помогают развивать речь?
Скандал из-за «домашки». Почему делать уроки с ребенком — плохая идея?