Почему полезно развивать логическое мышление у старших дошкольников? Правда ли, что потом ребенку будет легче учиться в школе? Какие упражнение лучше предлагать? Публикуем ответы эксперта, одного из составителей сборника «Развиваю логическое мышление» серии «Ломоносовская школа», а также несколько веселых и полезных упражнений (с разрешения издательства «Эксмо»).
Елена Родионова, педагог-методист дошкольного и начального общего образования:
— Основы словесно-логического мышления начинают формироваться у ребенка к 5−6 годам. Дети учатся сравнивать, анализировать, группировать предметы по разным признакам, находят причинно-следственные связи.
Если в этом возрасте начать развивать логическое мышление, то потом ребенку будет гораздо легче осваивать школьную программу. Новые знания он получает в процессе обучения, а развитое логическое мышление открывает перед ним возможность воспользоваться этими знаниями качественно и в полном объеме.
Развивать логику и абстрактное мышление у детей 5−6 лет помогают и рисование, и конструирование, и сюжетно-ролевые игры, и специальные упражнения.
При этом нельзя назвать какой-то конкретный тип упражнений и сказать — делайте только его, и вы обязательно разовьете логическое мышление у вашего ребенка! Полезно выполнять разные типы: находить общие свойства у разных предметов (василек, море, небо — синие), объединять в категории (стул, стол, кресло — мебель), исключать из ряда лишний предмет (свекла, капуста, репка — овощи, ирис — цветок), определять последовательность элементов (правильно продолжить узор мозаики «круг-квадрат-ромбик»), видеть причину и следствие (более высокий цветок посадили раньше, чем тот, что только проклюнулся). Их удобно объединять в одно занятие (как это сделано и в нашей книге) — достаточно и 20 минут. Постоянная смена деятельности побуждает ребенка думать и искать новые пути решения.
Заниматься можно где угодно: в магазине, на улице, в гостях, дома. Разглядывая вывески и витрины, проезжающие мимо машины, проходящих мимо людей, пусть выстраивает логические цепочки, проводит аналогии, классифицирует предметы по разным признакам.
Если у ребенка возникают сложности с тем или иным заданием, родитель ни в коем случае не должен выполнять его за него. Логично сначала разобрать новый тип упражнения, обсудить пути его выполнения и вместе найти правильное решение.
5 упражнений на развитие логического мышления
Интересно почитать
Е. Родионова, И. Казакова «Развиваю логическое мышление: для детей 5−6 лет»
Эта книжка позволяет учиться играя. В ней нет скучных заданий, какие бывают в учебниках, — только интересные игровые: дорисовать предметы, раскрасить, продолжить цепочку, соединить фигуры, пройти лабиринт, найти сказочных героев, которые «потеряли» свои вещи. Но, выполняя упражнения, ребенок на самом деле серьезно работает, тренируя умение видеть аналогии, определять свойства предметов, находить целое и части. Такой игровой курс для дошкольника отлично подойдет и на лето!
Читайте также: