Кибермошенников стало много — на их уловки попадаются даже опытные взрослые, работающие с инфобезопасностью. Что нужно знать ребёнку, чтобы не стать жертвой киберпреступников? Рассказывает основатель Школы безопасности Сергей Киселёв.
Как обеспечить безопасность ребёнка в сети, когда вас нет рядом? Что он должен сделать, если мошенник вошел с ним в контакт, пишет или звонит? И как вообще понять, что ситуация выглядит подозрительной? Разбираемся.
Признаки мошенничества
Первая цель мошенников — чтобы жертва поверила в их искренность. Предостерегающим «жёлтым светом» в виртуальном общении должны быть:
• Неожиданные просьбы о помощи. Если кто-то просит отправить деньги, представляясь другом, родственником, преподавателем, сначала обязательно удостоверьтесь в его личности.
• Давление временем. Мошенники часто создают ощущение срочности, не давая времени подумать. Могут сказать, что возникла критическая ситуация, и помощь нужна прямо сейчас.
• Просьбы о личных данных. Никогда нельзя передавать паспортные данные, банковские реквизиты или пароли от аккаунтов. Всегда нужно уточнять информацию у родителей.
• Выгодные сделки. Если ребёнку предлагают что-то бесплатно или по сильно заниженной цене (например, обновления, продвинутые возможности в играх), это часто бывает приманкой для кражи данных. Такие предложения могут поступать от якобы ровесников-знакомых по онлайн-игре.
• Странные сообщения со знакомых/незнакомых аккаунтов (особенно — содержащие ссылки или вложенные файлы). Если ребёнок получает сообщение, которое вызывает сомнения или тревогу, лучше сразу показать его взрослым, никуда не переходя и ничего не открывая.
Как проверить подозрения
Есть несколько простых методов, которые помогут отличить настоящего собеседника от мошенника. Научите им ребёнка, и он будет чувствовать себя гораздо спокойнее.
- Перезванивать/писать самостоятельно. Если позвонил якобы знакомый, пусть перезвонит позже. Или ребёнок может сбросить звонок и перезвонить сам на известный номер. То же самое касается сообщений.
- Проверять контакты. Если номер телефона, аккаунт или имейл-адрес чем-то отличаются от привычных, это повод насторожиться.
- Обращаться к родителям. Прежде чем что-то предпринять, лучше поговорить со взрослым, которому он доверяет.
- Проверять данные через поисковик. Иногда достаточно ввести в строку поиска номер телефона или часть сообщения, чтобы сразу же получить истории о мошенничестве!
На некоторых телефонах есть функция, не позволяющая принимать звонки с незнакомых номеров — ребёнок сможет видеть и отвечать на звонки только от тех, кто есть в его телефонной книге. Советую её использовать!
Что делать в опасной ситуации?
Каким должен быть примерный алгоритм действий при подозрении на мошенничество?
1. Остановиться и подумать. Не нужно спешить выполнять просьбу или отвечать на сообщения — возьмите паузу и хорошо обдумайте происходящее.
2. Сообщить взрослым. Сразу звоните родителям и рассказывайте о случившемся. Родители помогут принять правильное решение.
3. Не открывать личную информацию. Ваши данные и данные родителей должны оставаться конфиденциальными, даже если собеседник кажется знакомым.
4. Записать детали. Лучше записать номер телефона, имя или другие подробности по ситуации, сделать скриншот сообщений. Это может помочь в расследовании.
5. Блокировать контакт. Если «вычислили» мошенника, блокируйте номер и сообщайте взрослым.
Тренировка по кибербезопасности
Профилактика, как известно, лучше лечения. Поэтому рекомендую проводить с детьми простые тренировки навыков кибербезопасности.
Здесь отлично подойдут ролевые игры по разным сценариям общения с «мошенниками».
Если вы узнали о каких-то случаях виртуального мошенничества, поделитесь информацией с ребёнком и вместе пройдите схему общения в подобном случае.
Помогают и регулярные напоминания: личные данные, пароли, пин-коды никому и никогда не сообщаем (даже если звонят из школы, полиции, банка, с работы родителей)!
Установите на гаджеты специальные приложения-блокираторы нежелательных звонков и спам-рассылок.
Используйте функции родительского контроля на устройствах ребёнка, а также регулярно просматривайте его историю посещений сайтов и звонков.
В школах или онлайн-центрах проводят образовательные программы по кибербезопасности: не пропускайте, участвуйте в них! Чем больше источников правдивой информации вокруг, тем бдительнее ведут себя дети в интернете и при контакте с незнакомыми.
Но самое важное — это открытое доверительное общение в семье. Поддерживайте диалог с ребёнком, чтобы он не боялся делиться своими переживаниями и проблемами. Мошенники часто запугивают ребёнка тем, что он подведёт родителей, если расскажет им о переписке (или уже сделанных глупостях), обещают опубликовать какую-то личную информацию, фото, которые выставят его или семью в неприглядном свете. Если он уверен, что вы всегда выслушаете его, эти угрозы не сработают.
Защита детей от мошенников — это всегда комплекс мер, включающий образование, практику и постоянный контроль. Безопасность начинается с осознанного отношения к личным данным и умению распознавать угрозы, и научить детей этим навыкам — обязанность взрослых.
Что почитать по теме?
Сергей Киселёв, Юлия Венедиктова: «Унесённые сетью» (6+)
В книге собраны истории-«страшилки» о сетевых ловушках и монстрах, с которыми может столкнуться доверчивый ребёнок. К сожалению, беспечность в интернете может привести к довольно страшным последствиям в реальной жизни. Чтобы защититься от преступников, очень полезно узнать об их уловках как можно больше и научиться соблюдать важные правила.
Читайте также: