Зачем современным детям читать народные сказки? Многие дошкольники никогда не видели русскую печку и не пробовали репку. Да и сюжеты могут быть непонятными: почему ребёнок там уходит в лес один и разговаривает с незнакомцами? Мы решили спросить у эксперта.
Чему могут научить старые сказки?
У детей в возрасте от 3 до 7 лет примерно формируются понятия добра и зла. В 3 начинают и к 7 в среднем завершаются. В народных сказках очень правильно, очень четко разделены эти категории: есть светлые и темные силы, есть добрые персонажи и есть недобрые. Нет смешивания этих категорий, что для детей этого возраста очень важно.
Другой фундаментальный процесс — формирование образов мужчины, женщины, ребёнка, других существ. Совершенно неспроста в сказках мужчины обычно — герои, труженики, люди с твердыми моральными ценностями. Это — базис образа мужчины. Женщины (добрые женщины) в сказках — это обычно матери или верные жены. Притом — красивые. Потому что для ребенка «добрый» — значит, красивый.
Дети в народных сказках тоже имеют свой образ: их надо защищать, оберегать. Это важно. В народных сказках, в отличие от современных легенд западной культуры, дети никогда не являются носителями зла. Это всегда добрые, беззащитные существа.
Ну и последнее, но главнейшее, что формируют сказки — твердую уверенность, что всё закончится хорошо, что добро обязательно победит, что герой справится, все преодолеет и будет жить и здравствовать. Поэтому читать детям народные сказки — надо обязательно. И ради интереса тоже.
А как же опасения родителей, что сказки могут быть слишком жестоки, непонятны, нелогичны (вот Маша устроила разгром у трёх медведей — и она хорошая героиня?)
Бояться этого не следует. К психологам ни разу еще не обращался человек, запутавшийся в образах Маши и медведей и не знающий, как теперь с этим жить.
В Законе об информационной безопасности народные сказки совершенно правильно отнесены к категории 0+. И это опять связано с базовыми понятиями добра и зла. Зло в сказке должно быть и всегда бывает наказано. Уничтожено, убито, развеяно по ветру. Но — наказание никогда не бывает чрезмерным.
Вспомните себя в том возрасте, когда вам читали или вы сами читали сказки. Ничего не нанесло вам травмы, верно? Уже потом, перечитывая во взрослом состоянии сказку, в которой Иван-царевич, например, кормит несущую его птицу собственной плотью, вы ужасаетесь. А в детстве — нет, все нормально. Потому что вы знаете — все закончится хорошо. Птица выплюнет плоть царевича и она прирастет, а его благородство и жертвенность будут вознаграждены. Это — важно.
Поэтому «жестокости» в народных сказках пугаться не надо, хотя полезно пробежать сказку глазами прежде, чем читать ее маленькому ребенку. Ведь у каждого — своя психика. Ну и оговорюсь дополнительно — я сейчас имею в виду, конечно, литературные обработки народных сказок. «Исходников» из публикаций для филологов-профессионалов современным и особенно городским малышам читать всё же не стоит — слишком далеко уже разошлись традиционная крестьянская и современная городская жизнь.
Что касается Маши — читатель всегда сочувствует как раз медведям, а не Маше. И это тоже очень правильно: есть мир животных и есть мир людей. То, что человеку — нормально, может оказаться болезненным с точки зрения зверей. Жить надо так, чтобы не доставлять другим страданий. Это важная сказка.
С каких сказок Вы бы посоветовали начать знакомство?
Здесь обычно никто и никогда не ошибается. Малышам читают короткие понятные сказки — «Теремок», «Рукавичка», «Репка». Детям до 8−10 лет отлично подходят сказки с более сложными сюжетами — это и сказки про животных, и волшебные, самые любимые детьми сказки.
Примерно с 10 лет уже читают былины, легенды, художественную литературу для юношества. Потому что в сказках герои действуют, как правило, под влиянием обстоятельств. Что-то произошло, и они делают выбор, но при этом внутреннего мира героя мы не видим. Герой просто «хороший», не очень-то важно, почему. И сказка заканчивается на свадьбе, потому что дальше, за занавеску, в этом возрасте не заглядывают.
А вот для детей постарше и для взрослых герои уже приоткрывают причины своих поступков. Сказка — это ситуация, а былина, легенда, беллетристика — это поступок, действие, психология, сложный внутренний мир.
Когда мы говорим о народных сказках, сразу вспоминаются классические примеры — «Репка», «Колобок», а на какие ещё стоит обратить внимание?
Сказки народов мира — вот сокровищница. Есть огромное количество кочующих сюжетов: так, например, пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» — отнюдь не авторская, как многие думают, это древний индоевропейский сюжет. Но помимо таких известных сюжетов, существует великое множество других. И даже если они, согласно Проппу, строятся по известным шаблонам, их вариаций и «сказочных декораций» в них так много и все они так интересны, что сказки можно и нужно читать всю жизнь.
В нашем издательстве выходят как любимые всеми сказки, так и малоизвестные, но не менее увлекательные и глубокие. Так, мы нашли глубочайшую калмыцкую сказку о том, как росли двое братьев — один рожден был от человека, а другой — от злого духа. Простая, казалось бы, история («Сказка о двух братьях») показывает пафос вочеловечения. Редчайший, глубоко философский сюжет.
Мой совет — обращайте внимание на содержимое книги, на сюжет, слог и иллюстрации. Если всё сошлось — читайте! Получите удовольствие и пользу, радость душе и разуму.
Интересно почитать
Книги серий «Родные сказки» и «100 русских сказок»
В каждой брошюре — одна сказка. Есть как хорошо известные истории, так и те, которые знакомы далеко не всем. Интересно будет и прочитать впервые, и перечитать: в хороших сказках всегда найдётся, над чем подумать, поразмышлять. Отдельное удовольствие — яркие иллюстрации, которые можно долго рассматривать.
Читайте также:
ТЕСТ. Сивка-бурка, самобранка и кудель. Что означают необычные слова в сказках?
Те самые рисунки! 7 классиков детской иллюстрации и их шедевры
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок