Осенью у детей просыпается инстинкт собирательства, и они тащат в квартиру «природные материалы». Зачем? А, может, эти бесконечные шишки, палки и жёлуди даже чем-то полезны для развития ребёнка?
Интерес ребёнка к природе можно только приветствовать. Однако, когда в кухне под ногами похрустывают листья, а в стиральной машине гремят затаившиеся в карманах жёлуди, у родителей возникает желание вернуть дары обратно природе. Почему не стоит этого делать и как обуздать жадность маленького исследователя?
Учимся сортировать листья и плоды
Гладкие и блестящие каштаны, оранжевые листья, ярко-красные плоды шиповника (а ещё камешки и сучковатые палки) — как ребёнку пройти мимо такой красоты?
Яркость и привлекательность находок на прогулке являются самой главной причиной, по которой он не хочет с ними расставаться. Всю эту красоту хочется взять домой и положить под подушку. Поэтому попытки договориться о приемлемом числе палочек или желудей обычно превращаются в торг на восточном базаре.
Чтобы не загубить у малыша тягу к прекрасному, предложите ему внимательно рассмотреть каждую находку и объективно оценить её привлекательность.
1. Обсудите с ребёнком, по каким критериям вы будете отбирать экспонаты для домашней коллекции. Из листьев и плодов оставляем такие, где нет грязных пятен и дыр. Не следует собирать и забирать домой те, которые лежали около мусорных баков, остановок общественного транспорта, в местах выгула собак.
2. Отобрав десяток-другой претендентов, расскажите ребёнку об общих правилах проведения «конкурсов». Пусть ценные находки участвуют в полуфинале и в финале, чтобы право жить в квартире получили жёлуди с самой ровной шляпкой и листья с необычной цветовой гаммой.
3. Чтобы уменьшить страдания ребёнка из-за необходимости оставить на улице часть экспонатов, предложите использовать их для благородных целей. Например, часть семян можно оставить на пне для птичек, а листьями укрыть корни цветов на клумбе.
4. Договоритесь о жизненном цикле даров природы в вашем доме. Допустим, каштаны можно выкидывать, когда они трескаются, листья — после увядания, жёлуди — если они потеряют шляпки.
Развивающие занятия с шишками и каштанами
- Ощущения от прикосновений к плодам и листьям являются источником сильной тактильной и зрительной стимуляции для малыша, в которой он нуждается в дошкольном возрасте.
- Благодаря разнообразной текстуре поверхностей пальцы ребёнка учатся распознавать мельчайшие детали, что развивает тонкие движения руки.
- Различение оттенков жёлтого, красного и коричневого совершенствует зрительное восприятие. Поэтому не запрещайте малышу постоянно носить в карманах одежды, в сумочке или рюкзаке самые любимые находки, которые он время от времени будет брать в руки и рассматривать.
Вы также можете использовать большую часть собранных ребёнком богатств для специальных занятий.
1. Осенью и зимой интерес к шишкам и желудям активизируется не только у детей, но и у педагогов. Участвуйте во всевозможных конкурсах поделок, мастер-классах и выставках работ. Пускай не займёте призовые места, но отнесёте в детский сад или развивающий центр пару мешков каштанов и шишек.
2. Часть поделок можно использовать в качестве подарка родственникам и знакомым (а Новый год уже не за горами!). Конечно, не все 10 килограммов желудей удастся превратить в лошадок или ёжиков. Однако в процессе создания поделки ребёнок может достичь сенсорного насыщения и умерить свои аппетиты в собирательстве на следующей прогулке.
3. Некоторые поделки можно возвращать на природу в виде таких полезных вещей как кормушки для птиц, бордюры и украшения для цветников или огородные чучела.
4. Значительную часть собранных малышом каштанов или желудей можно превратить в пособие для освоения счёта, понятий «больше-меньше», азов чтения и других полезных навыков. Так, из желудей удобно конструировать буквы, а каштаны и шишки можно раскладывать по размеру.
Если ребёнку трудно переключиться
Существует и более прозаическая причина, по которой ребёнок отказывается расставаться с найденными на прогулке богатствами. Ему просто трудно переключиться с одного занятия на другое. Такое же поведение вы можете наблюдать после просмотра мультфильмов («Ну, мааам, ещё один!»), при поедании конфет или беготне с друзьями. Поэтому от родителя требуется организация плавного перехода от прогулки к уходу домой.
Законы детской психологии гласят: при регулярном применении используемых вами приёмов ребёнок к ним привыкнет и в дальнейшем станет поступать так же.
1. Сообщите малышу, что прогулка заканчивается и через 10 минут нужно будет идти домой. Чтобы ребёнку было понятно, что такое «10 минут», поясните, сколько раз он успеет съехать с горки и какое количество куличиков из песка сможет сделать.
2. После того, как лимит куличиков исчерпан, предложите начать собирать игрушки и выбирать «самые лучшие» листья или каштаны. Уже в этот момент ребёнок мысленно оказывается дома, вспоминая, сколько каштанов его уже ожидают в детской, и не пора ли выбросить старый букет кленовых листьев из вазы. Как только состоится такое мысленное переключение, малыш станет более сговорчивым и сам предложит оставить на площадке лишние дары природы.
3. В особенно сложных случаях можно предложить ребёнку ограничиваться каким-то заранее определённым объёмом собранных предметов. Так, вы можете брать на прогулку специальное ведро для каштанов или пакет для листьев. И уж не ваша вина, если ведёрко оказалось такого размера, что больше пяти каштанов в него не помещается.
Читайте также:
ТЕСТ. Угадайте, с какого дерева лист?
Окружающий мир: 8 детских книг о природе и не только
5 классных материалов для творчества, которые точно есть у вас дома