Вот-вот -- и в школу! Учёба учёбой, но ребёнок и родители переживают вот о чём: как сложатся отношения с одноклассниками? Получится ли найти друзей? Как помочь ребёнку (и надо ли?), рассказывает семейный психолог Ирина Чеснова
Будущий первоклассник, переживает: вдруг не сможет найти друзей в классе. Как поддержать его, успокоить?
Когда будет возможность, отложите дела, сядьте рядом или напротив ребёнка, отразите его чувства.
Вы можете сказать: «Я слышу, что ты беспокоишься, сможешь ли ты найти новых друзей, давай я побуду с тобой и помогу успокоиться. Повторяй за мной: положи руку на сердце (и вы сами кладете свою руку в область сердца), давай подышим вместе, словно мы выдыхаем тревогу и беспокойство, спокойный вдох и длинный выдох (подышите вместе в ребенком), вдох — вы-ы-ыдох. Когда ты почувствуешь себя спокойнее, скажи себе: я такой же классный и интересный человек, как мои одноклассники, я могу быть хорошим другом и обязательно с кем-нибудь подружусь. И даже если кто-то мне откажет в общении, это не делает меня плохим или неинтересным. Просто с этим человеком мы не совпали в своих симпатиях, а с кем-то другим мы совпадем». Я верю, что ты найдешь себе надежных друзей. И будет очень здорово, если ты будешь верить в это тоже".
Вы можете с игрушками/фигурками проиграть ситуации знакомства. А также ситуации, когда кто-то отказывается знакомиться и не хочет вместе играть. В игре вы можете себе взять роль того, кто спокойно и доброжелательно выдерживает отказ, не считая себя при этом плохим или неинтересным.
Какие подсказки можно дать по поводу первого же дня в школе? С чего лучше завязать разговор? Как представиться, что рассказать о себе, а о чем не стоит?
Первый день в школе — суматошный, но интересный. Вообще, первые недели — это время сильных эмоций, когда каждый день приносит что-то новое, возможно, неожиданное. Вокруг ребёнка так много новых стимулов, нужна поддержка родителей, чтобы все их «переварить». В первый день посоветуйте ребёнку запомнить своего учителя, слушать его, он всё расскажет, направит и поможет, если нужно.
Не нужно стараться подружиться со всеми детьми в первый день — на это будет время. Не торопитесь сами и не торопите ребёнка.
Отталкивайтесь от того, что он вам «приносит», чем делится. Хорошие вопросы: «как ты себя чувствуешь»?, «что тебя обрадовало?», «было ли что-то, что удивило или показалось сложным?».
Хорошие вопросы — это те, которых немного.
Если заходит речь о ребятах в классе, спросите, кто из них понравился вашему ребёнку (может, уже на школьной линейке с кем-то удалось познакомиться, пообщаться). Дети обычно знакомятся и начинают общаться естественно — например, на переменах. У них уже есть опыт знакомств и дружбы — с детских площадок, детского сада, развивающих занятий. Они знают, что можно просто подойти, спросить и сказать, как кого зовут, предложить поиграть. Возможно, в классе есть дети, с которыми ребёнок знаком. Это делает адаптацию к школе более легкой.
А если не получается: класс разбился по группкам, и ребёнок вроде бы ни в одну не попал? Или, наоборот, каждый в классе сам по себе?
Если пока не получается ни с кем подружиться, спросите ребёнка, какие чувства у него это вызывает, и отталкивайтесь от них (бывает, что дети относятся к этому спокойно). Если ему грустно и одиноко, отразите это. Скажите, что хорошо его понимаете, что хотеть иметь друга — очень хорошее, естественное желание.
Можете поделиться своим опытом (без навязывания), как вы проживали ситуации, когда вам не с кем было общаться и что показала дальнейшая жизнь. Предложите понаблюдать, возможно, ребёнок не всех в классе еще заметил, возможно, среди ребят есть те, кто пока один и тоже ищет общения. Предложите пригласить в гости тех ребят, которые вашему ребенку нравятся. Обратите внимание ребенка на детей вне школы — в секции, кружке, во дворе.
До какой степени родителям вообще стоит «влезать» в сферу дружбы? Где граница между искренним интересом и контролем?
На мой взгляд, родителям лучше не «менеджерить» эту тему, а быть надежной группой поддержки для ребёнка — отталкиваться от того, чем он делится, отражать его чувства, сочувственно делиться своим опытом, читать вместе с ребенком книги о дружбе, спрашивать у него, что бы он посоветовал своему хорошему другу, если бы тот попал в ситуацию, похожую на ситуацию ребенка.
Интересно почитать
Ирина Чеснова «Как найти друзей и быть хорошим другом»
Не у всех получается сразу подружиться с тем, кто симпатичен. Как разговориться, познакомиться поближе? Как найти того, с кем будет интересно и легко? А что делать, если вы поссорились с лучшим другом? Семейный психолог подскажет, как находить настоящих друзей, научиться беречь их и при этом не терять себя.
В серии «Каждый ребёнок желает знать» вышли и другие полезные книги Ирины. Они пригодятся тому, кто только идёт в школу или уже учится: «Психологический дневничок для школьников», «Как справляться с эмоциями, понимать себя и не давать в обиду», «Как стать уверенным в себе», «Как не ссориться с родителями».
Бокс со всеми этими книгами можно выиграть в нашей группе ВКонтакте. Конкурс длится до 30 июля!
Читайте также:
Нездоровая дружба: когда пора вмешаться?
«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?
Скоро в школу? Полезное упражнение для будущих первоклассников (и их родителей)