Внимательность — важный навык для любого человека. Водителю она пригодится в дороге, математику — при решении задач, врачу — для определения верного диагноза. Вы когда-нибудь задумывались, насколько вы внимательны? Специально для «О!» сооснователь компании «Абакус» и STEM-школы «Robooky» Радмир Ганиев собрал 5 задачек на концентрацию внимания. Эти тесты решают ученики Абакус-центра перед тем, как начать обучение ментальной арифметике, а также в конце первого года обучения. А вы с ними справитесь?
Буквенный тест
Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты). Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра.
Цифровой тест
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
Если на каждую из таблиц вы затрачиваете время не более 40 секунд, у вас концентрация внимания на хорошем уровне. Не более 50 секунд — концентрация на достаточном уровне. Более 50 секунд — слабая концентрация.
Методика «10 слов»
Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Хорошая концентрация внимания, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
Светофор
Тест «Светофор» представляет собой последовательность слов, описывающих цвета, но с небольшим подвохом: слова зелёный, красный, синий, фиолетовый записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, который этим словом обозначается. То есть слово «жёлтый» зеленого цвета, слово «синий» — красного. Попробуйте прочитать текст, называя не само слово, а цвет, которым это слово написано.
Если вы не совершили ни одной ошибки с первого раза — с концентрацией внимания у вас всё в полном порядке! Если же задание вызвало затруднения, вам стоит потренироваться.
Муха
Для этого упражнения требуются доска с расчерченным игровым полем 4×4 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди.
Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто — то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому — то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.
Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе. Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение «Муха» может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию. Важной характеристикой внимания является его объём — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено. Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит, как бы, само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.
Упражнение «Две мухи» — более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи — муха 1 и муха 2. Ходят мухи по очереди, например: «Муха 1 — вверх», «Муха 2 — вправо». Правила и задача — те же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок — хороший результат.
Читайте также:
STEM-образование: 3 вопроса про самую современную методику развития
Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка
Как управлять вертолётом: отрывок из книги, после которой даже взрослый захочет стать пилотом
Фото: igorwheeler/Shutterstock.com