«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Один дома: в каком возрасте ребёнок готов оставаться без взрослых?



Можно ли оставлять ребёнка одного дома? На час? А на два? С планшетом или без? В каком возрасте? С этими вопросами неизменно сталкивается каждый родитель, ведь момент, когда вам позарез нужно «выбежать буквально на пять минуточек», приходит ко всем. Специально для «О!» эту тему рассматривает наш эксперт, детский психолог Анна Скавитина, причем не только с психологической точки зрения, но и с точки зрения закона.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

— Помогите нам! Мой сын ни на минуту не остаётся один, я даже в аптеку выйти не могу. А ему уже 5 лет!

— Ему 5 лет, и вы хотите, чтобы он оставался один дома, без взрослых?

— Ну да! Мамы на детской площадке рассказывают, что у них дети остаются одни спокойно. Планшет в руки — и всё, тишина. Можно даже в супермаркет съездить. Моего планшет не спасает, он всё равно на мне виснет. Меня мама тоже оставляла дома лет с трёх. Молоко и бутерброд на стол, и убегала по делам. Я грустила, конечно, но не истерила, в неё не вцеплялась.

— Да, так было со многими детьми. В СССР не было даже закона, который регулировал бы, с какого возраста ребёнка можно оставлять дома одного. Когда бы родители работали, если бы были заняты присмотром за детьми? Недаром это поколение называют поколением «дяди Фёдора». Никого особенно не удивляло, что шестилетний мальчик живёт в деревне один с котом и собакой.

— А что тут такого? Мы же выжили!

— Да, выжили. Знаете такое понятие — «ошибка выжившего»?

— Нет. А что это?

— Тот, кого оставляли дома, и он не выжил, уже ничего рассказать не может. Это так называемая систематическая ошибка выжившего. Но если я выжил, значит, это нормально, или не так уж и вредно. Я же выжил! Например, бьют родители своего ребёнка по мягкому месту, по голове, но делают это исключительно для пользы и воспитания, потому что они, родители, когда-то выжили, справились с такой же тяжёлой и страшной ситуацией. А раз они выжили, значит, это полезно или не так уж и вредно и для их ребёнка. Никто ведь не будет вспоминать про тех, кого били, чья жизнь сложилась неудачно, а то и вовсе не сложилась. Может быть, они и детей решили не заводить. Случайно. Просто так получилось. Как-то сами дети не стали заводиться, да и любимого себе для семейного счастья найти не получается, а так бы они ого-го сколько детей нарожали.

Когда вы просите совет, вам отвечают выжившие. Они когда-то приняли правильное для себя решение, сумели адаптироваться в сложных условиях. Но вовсе не обязательно их совет поможет и вам. Ну и, конечно, универсальных рекомендаций не существует, иначе все давно были бы счастливы. Одна мама рассказывала мне, что её младенец так прекрасно спал, что по вечерам она ходила в кино. Она сказала, что проснулся он только однажды — она застала его кричащим. Ну, утешила. Сколько раз он надрывался, пока она оставляла его одного, мы никогда не узнаем. Жив — это главное. Она уверена, что ничего страшного в том, чтобы оставить ребёнка без присмотра, пока он спит, нет.

— То есть оставлять ребёнка в пять лет одного нельзя совсем? А закон есть?

— Я не юрист, я — психолог, но знаю, что закон в России есть. Прямого запрета или разрешения оставлять детей с определённого возраста дома в российском законодательстве не найти, есть только косвенный. Однако в УК РФ есть статья 125 «Оставление в опасности», которая говорит о том, что оставив малолетнего дома, родители будут наказаны. Малолетние, согласно гражданскому кодексу России — «несовершеннолетние, не достигнувшие возраста 14 лет».

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, —
наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Так, в России оставление ребёнка без помощи недопустимо до достижения им возраста 14 лет. Нахождение ребёнка младше 18 лет одного на улице и в общественных местах без сопровождения ответственных взрослых с 22:00 до 6:00 тоже является нарушением закона. Если ребёнок задержался где-то в гостях, то родители обязаны за ним приехать. Этого, кстати, многие просто не знают. Если вы оставили ребёнка в возрасте до 14 лет одного дома — и ничего не случилось, то это одна ситуация, но если что-то всё же произойдёт, то вы несёте за это, в том числе, и уголовную ответственность. Но мы сейчас с вами будем обсуждать не законодательную базу, а то, почему не стоит так делать, а также попытаемся понять, когда вы испытываете в этом необходимость и что можно предпринять, чтобы избежать таких ситуаций.

— Я буквально прикована к ребёнку, мне нужно его одевать и собирать, чтобы выйти на улицу, дойти до аптеки. Это не всегда удобно. Проще оставить его дома и быстро выбежать.

— Согласна. Есть ситуации, когда выйти одной с детьми трудно, особенно когда у вас не один ребёнок, а несколько, или если дети болеют. Есть ли у вас муж, соседки, подружки, знакомые мамы с детской площадки, родственники?

— Есть, но их не всегда удобно просить.

— Понимаю, мамам без поддержки другого человека справляться сложно. Но это же вопрос безопасности вашего ребёнка. И вашей ответственности. Вы же знаете номера телефонов всех знакомых, чтобы выручать друг друга? Сейчас в больших городах много служб доставки, которые могут помочь в критических ситуациях.

— Нет, не знаю номера телефонов. Кстати, хорошая идея, можно же общий чат создать, чтобы помогать друг другу. Но что страшного — выбежать на минуточку, если ребёнок остаётся сам и не чудит?

— Однажды я остановилась возле рыдающей женщины, которая упала и сломала ногу, поскользнувшись на льду. Вызвала ей скорую помощь и спросила: «У вас дома кто-то есть?» Она начала рыдать еще сильнее: «Да. Трехлетний ребёнок. Один!» Мама решила «прошвырнуться по магазинам, пока он спит». Где муж? В командировке. У кого-нибудь есть ключи? Да, у свекрови недалеко от Москвы. Вы ей звонили? Пока нет. Почему? Свекровь будет на меня орать. Я попросила позвонить свекрови немедленно. Скорая увезла женщину на носилках — двойной открытый перелом. Сказали, что несколько дней она точно проведёт в больнице. Это и есть ситуация оставления ребёнка в опасности. Я могу понять, что эта женщина устала сидеть дома, ей очень хотелось ненадолго выйти, она привыкла всё делать сама, не просить никого о помощи. Ничего ужасного она, конечно, не предполагала. Не буду рассказывать другие страшные истории, поверьте, у меня их за годы работы накопилось немало, а у реаниматологов и травматологов намного больше.

Нам трудно поверить, что что-то может случиться неожиданно — с нами, с электропроводкой, с газовой плитой. Но такое, к сожалению, бывает, и нередко. Даже если у вас самый самостоятельный и ответственный ребёнок на свете, он далеко не всегда в состоянии справиться с происходящим. Когда вы уходите из дома, даже «на минуточку», дети могут воображать, что вы уходите навсегда! Любой ребёнок знает, что самое безопасное место на свете — это рядом с мамой, и старается, по возможности, его придерживаться. Если ребёнок не отпускает маму из виду — это самый яркий показатель того, что он не уверен в собственной безопасности, не знает, как он может справляться в разных ситуациях один, без мамы. Наша задача не убеждать его на словах — никто вам не поверит, а учить действовать. Главное в этом вопросе — постепенность. Давайте обсудим, как научить ребёнка быть самостоятельным, чтобы впоследствии вы могли оставлять его дома в безопасности, чтобы он сумел справляться со своей жизнью в дальнейшем. Наша задача — не водить за ручку до старости, а учить жить и выживать.

  1. Дайте возможность ребёнку поиграть одному. Вначале рядом с вами, потом в другой комнате. Так он постепенно будет убеждаться, что может быть некоторое время один, но вы всегда где-то недалеко.

  2. Разрешайте ребёнку как можно больше самостоятельных действий по обслуживанию себя. Самому одеваться, раздеваться, наливать воду в стакан, пользоваться вилкой и ножом, нарезать салат.

  3. Покажите, где лежит еда, откуда ребёнок может ее взять. Старайтесь не прятать вкусненькое в дальних шкафах. Часто дети ищут, чего бы такое съесть, и залезают туда, где небезопасно.

  4. Показывайте, как правильно пользоваться бытовыми электроприборами. Включать и выключать чайник, плиту, стиральную машину.

  5. Научите не открывать дверь посторонним людям, пользоваться телефоном, знать номера родителей, родственников, службы спасения. Пусть все номера будут записаны на бумаге и лежат на видном месте, а не только в памяти телефона. На всякий случай, проговорите, что нужно сообщить по телефону в службу спасения: ФИО, адрес, ситуацию.

  6. Продумайте безопасную систему закрытия окон с того момента, как ваш ребёнок начнёт перемещаться по квартире, то есть к концу первого года жизни. Москитные сетки часто обманывают детей, создавая ложное ощущение, что на них можно опереться.

  7. Ребёнок должен уметь не только не открывать дверь незнакомым людям, но и быстро выбираться из квартиры в случае, если источник опасности находится внутри.

Как только ваш ребёнок научится находиться в квартире самостоятельно, то есть не посидеть часок с планшетом, а осознанно начнёт понимать, как справляться с разными ситуациями внутри дома, тогда и наступит возраст оставления его одного на какое-то время. Некоторых детей можно ненадолго оставить уже в 7−8 лет, других — и в 14−15 рановато. В европейских странах быть дома одним разрешают детям с 16 лет. В США все меняется от штата к штату, но на сегодняшний день есть запрет находиться дома одному, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16−17 лет. В штате Невада детям до 21 года нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21:00. В Японии мальчики с 12 лет, а девочки с 11 лет могут оставаться дома без взрослых, а в Индии — с 8−10 лет. При этом браки в этой стране заключаются в возрасте 12−13 лет.

Главное, что ответственность за детей и тестирование их возможности оставаться дома одним лежит на родителях. Мы все боимся внешней опасности, живём за железными дверями, которые, если что-то случится, даже невозможно быстро вскрыть. Запирают детей, при этом часто из ложного представления о заботе, от страха, желания избежать неприятностей, быть хорошими родителями: пусть в машине поспит — не будить же, пусть дома останется — не с собой же таскать, там инфекции. Иногда хочется просто прийти в себя, подзарядиться впечатлениями, спастись от родительского выгорания. Многие родители сами выросли с комплексом брошенности — их регулярно оставляли одних с ключом на шее, и они так же легко оставляют своих детей в одиночестве, не только не видя в этом ничего особенного, но даже с долей гордости: мои уже могут и сами посидеть. Прекрасно, если ничего страшного не произодёт, но простить самому себе, если что-то случится с ребёнком в отсутствии взрослых, почти невозможно. Оставленные в квартирах, машинах дети оказываются страшным жертвоприношением нашим страхам и ложным представлениям о безопасности. Берегите себя и детей.

Читайте также:

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

5 задачек на концентрацию внимания, с которыми легко справляются дети

Фото: Zurijeta, DEREVYA, Canon Boy/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти