Иногда школы группируют детей в классе зависимости от их способностей — но такой подход серьезно влияет на уверенность учеников в себе: это показало новое исследованию, проведенное экспертами из Института образования Калифорнийского университета в Белфасте, Королевского университета Белфаста и Ланкастерского университета, которые обследовали более 9000 школьников.
Команда экспертов, опубликовавшая свои результаты в Британском журнале социологии образования, обнаружила, что существует не только «тревожный» разрыв в самооценке между учениками из лучших и худших групп: этот разрыв к тому же постоянно растет, снижая общую уверенность детей в себе. При том, что хорошие школы стараются оценивать возможности каждого ребенка индивидуально и следят за тем, чтобы никого не «обделить знаниями», дать столько, сколько сможет усвоить ребенок, такое деление даже из лучших побуждений увеличивает неравенство. Более слабые ученики попадают в группы с более низким уровнем успеваемости — и эти условия снижают мотивацию.
Исследование показало, что в течение двух лет на занятиях математикой и английским языком школьники оценивали свою уверенность в себе выше, если занимались в «продвинутой» группе, и значительно более низко — если в «слабой», по сравнению со средним учеником в средней группе. Эта тенденция в уверенности в себе сохранялась и после контроля уровня успеваемости. Такая оценка, основаная на способностях, влияет и на самовосприятие детей в отношении их обучения, интереса к предмету и понимание своего положения в классе.
Теперь эксперты планируют провести дополнительные исследования, чтобы лучше понять, как уверенность в себе влияет на будущее детей — наверняка важны и и другие психологические факторы. Но тем не менее, полученный от учителей «ярлык способностей» точно мешает школьникам реализовать себя.
Читайте также:
Оценки и школьники: стоит ли переживать?
Онлайн-учёба: 6 вещей, которые ей мешают
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Фото: New Africa/Shutterstock