Мы привыкли считать, что гаджеты — это «вредно», и именно в них искать причину и плохого поведения, и лени, и низких школьных оценок. Но вот что говорит о влиянии на детей телефонов и планшетов исследование.
Исследование показало, что у младших школьников, которые проводят много времени перед экранами, лишь немного чаще сверстников оказались выявлены расстройства внимания, нарушения сна или плохая школьная успеваемость. Депрессия или тревога не связаны с использованием гаджетов, а у детей, которые проводили больше времени перед экранами, даже оказалось больше близких друзей.
Группа ученых проанализировала почти 12 тысяч детей в возрасте 8−9 лет, включая анкеты о времени с гаджетами, отчеты родителей о поведенческих проблемах и оценках, а также оценку психического здоровья.
В среднем мальчики проводят у экранов на 45 минут больше, чем девочки: это почти пять часов в день по выходным и четыре часа в будни. При этом мальчики и девочки по-разному использовали гаджеты: мальчики в два раза больше времени проводили за видеоиграми, а девочки — в социальных сетях (не учитывалось экранное время, связанное с домашним заданием или онлайн-обучением).
Результаты показали некоторое негативное влияние бесконтрольного использования гаджетов: дети, которые проводят перед экранами больше 6 часов в день, как правило, хуже спят, получают более низкие оценки и чаще демонстрируют опоозиционно-вызывающее поведение и нарушение внимания. Но по сравнению с другими факторами, определяющими их жизнь, время у экрана было незначительным. Например, социально-экономический статус ребенка в 2,5 раза больше влияет на поведенческие результаты, а психологическая обстановка в семье — еще больше. Исследователи склоняются к тому, что негативные эффекты смартфонов и планшетов были переоценены, и хотя взаимосвязь между экранным временем и отрицательными результатами есть, но она совсем небольшая. Кстати, иногда влияние и обратное: например, в семьях, где родители уделяют детям мало внимания или имеют тенденцию к агрессивному или игнорирующему стилю воспитания, они чаще отправляют детей к экранам, а дети, которые не могут заснуть по другим причинам, например, из-за стресса, могут дольше лежать в кровати со смартфонами. Вполне возможно, что тип экранного времени имеет большее значение, чем его количество: например, видеоигры, в которые играют с другими людьми, могут способствовать развитию социальных навыков, особенно у мальчиков (которые, как правило, играют в них больше).
Педиатры говорят о руководящих принципах экранного времени для детей до 5 лет (обычно это 1−1,5 часа в день), но еще не существует эмпирически установленного порога того, что такое «приемлемый уровень» экранного времени для детей старшего возраста. Все зависит и от того, какие устройства используются, чем именно занят ребенок, а также от его индивидуальных особенностей.
Читайте также:
Как запреты помогают нам воспитывать детей
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Почему забирать у ребёнка телефон — это плохое наказание?
Фото: Shutterstock