Мы спросили Антона Тихого, шеф-повара и ведущего нового сезона программы «Что в тарелке?», о том, почему можно и нужно пускать детей на кухню и как выстроить их отношения с едой.
Надо ли вообще готовить с детьми, может проще не пускать их на кухню?
Да вы попробуйте, это действительно весело. Просто не пытайтесь сразу устанавливать ограничения, например, готовить строго по рецептам, пусть будет больше свободы и меньше вашего беспокойства или указаний. Да, придется помогать ребенку, и что-то будет рассыпано, разлито, он что-нибудь обязательно уронит. Но попробуйте кайфануть вместе с ребенком, детям ведь действительно интересно, как из отдельных продуктов, которые купили и положили в холодильник, получаются самые разные блюда.
У меня с детства был неподдельный интерес к кулинарии. В шесть лет я впервые пожарил картошку — и, конечно, сжег ее. С тех пор научился жарить ее правильно, так что открываю три главных секрета самой вкусной жареной картошки! Первый — это выбрать правильный сорт картофеля, он так и называется — для жарки. Второе — это правильная сковорода с толстым дном, идеальный вариант — чугунная. И третье — картошку надо именно жарить, а не варить, то есть огонь под сковородкой должен быть достаточно сильным. Приятного аппетита!
Как не бояться, что ребенок порежется или обожжется на кухне?
Дело в том, что ребенок порежется или обожжется в любом случае — для этого даже не обязательно начинать учиться готовить или быть неосторожным на кухне. Вопрос в том, сделает ли он это один или под чутким присмотром взрослого. Но во втором случае вы сможете показать, как действовать аккуратнее, соблюдать безопасность, сразу поможете и успокоите. Так вы оба сделаете выводы на будущее — ребенок будет осторожнее, а вы уже будете знать, в чем с ним надо потренироваться — например, как правильно держать нож и как наливать масло на сковородку.
Как реагировать, если ребенок готовил, а получилось что-то невкусное или вообще не получилось?
Похвалить. За то, что пытался, за идею, за желание. Невозможно научиться чему-то новому, не делая ошибок, и ребенку важно получать от вас это подтверждение. К тому же ничего страшного не произошло, всегда можно выбросить — и приготовить снова, если есть настроение. А если критиковать за ошибки — откуда потом возьмется желание продолжать?
Почему важно научиться готовить?
Мне не кажется, что обязательно все должны с детства учиться готовить. Готовить нужно уметь в том случае, если тебе это нравится, и это не зависит ни от пола, ни от возраста. Если есть интерес — будет и желание освоить сначала какие-то простые блюда, потом познакомиться с их сочетаниями, понять, как специи меняют вкус продуктов. Часто дети готовы пробовать приготовить что-то, потому что для них это признак самостоятельности, а кто же не хочет быть самостоятельным?
Как сделать так, чтобы ребенок полюбил брокколи или другую полезную, но не слишком привлекательную еду?
Во-первых, это должно быть пищевой привычкой всей семьи, иначе странно, что только ребенок должен есть брокколи. Хорошо работает не только личный пример, но и разнообразие: попробуйте открыть этот продукт для ребенка в другом виде — вкусе, текстуре, цвете, возможно, в каком-то необычном сочетании, пробуйте иначе порезать, добавлять соусы и специи, необычно сервировать. С помощью таких «перевоплощений» можно полюбить даже то, что не любил раньше. Больше шансов будет, если вы готовите вместе, ребенок принимает участие в планировании меню, а блюдо предназначено для всей семьи.
Но если ребенок наотрез отказывается пробовать что-то новое, даже если он принял участие в приготовлении блюда, я бы не настаивал, а оставил его в покое. Если ему больше всего нравятся макароны — пусть ест макароны, значит, это такой период, и когда-нибудь он закончится.
Как объяснить детям, почему мы едим мясо животных?
Объясняйте честно и конструктивно: это физическая потребность нашего вида, то есть всех людей. Чтобы правильно развиваться, нам нужного много полезных веществ, особенно белка, который содержится в мясе.
Почитайте: психолог Анна Скавитина рассказывает, Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо: Есть простое правило: для формирования устойчивой психики и гармоничного развития ребёнок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса. Правда — это научные знания об окружающем мире, знания по биологии, физике, химии, астрономии. Конечно, ответ важно давать простыми словами, с учётом возраста ребёнка, но обязательно давать. Правда — это понимание биологической пищевой цепочки и того, что всё в мире рождается и умирает.
Читайте также:
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Съешь и станешь умным: 5 продуктов, полезных для мозга
Завтрак на пятерку: как должен питаться школьник
Фото: архив пресс-службы