«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
Премьера! «Дракошия». МультсериалПремьера! «Дракошия». Мультсериал
0+
10:30
Премьера! «Дракошия». Мультсериал

«Профессии стали смешиваться». Гости программы «О! Дети» рассказали, как помочь ребёнку построить карьеру



Десятый выпуск программы «О! Дети» был посвящен теме профориентации. Какие специальности будут востребованы в будущем? Когда можно начать задумываться о профессии ребёнка? Как помочь ему сделать выбор?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Сегодняшняя наша тема — профориентация. Когда нужно задумываться о будущей профессии ребёнка? Чем ему можно помочь? Как новые технологии отражаются на рынке труда? Как познакомить ребёнка со всем многообразием профессий? Давайте искать ответы вместе. Я с удовольствием представляю нашу первую героиню. Ирина Акопян — блогер, основательница и руководитель «Клуба молодых мам» и мама двух очаровательных мальчиков. Ира, здравствуйте, мы очень вам рады.

Вы — профессиональный блогер и не можете не знать, что сейчас об этой профессии мечтает каждый второй ребёнок. Но ведь в вашем детстве не было такой моды. Кем вы мечтали быть, когда вы были ребёнком? И как пришли к этой профессии?

Ирина Акопян: Конечно, в моё время ещё не было такого понятия, мы даже предположить не могли, что в скором будущем блогерство ворвётся в нашу жизнь. Тогда мы мечтали стать учителями, врачами. По крайней мере, я хотела стать учительницей начальных классов. В подростковом возрасте поняла, что я более творческий человек, но в итоге пошла учится на юриста.

Анна Шнайдер: Мечтали об одной профессии, учились на вторую, а стали заниматься третьим. Вас это не смущает?

Ирина Акопян: Меня это абсолютно не смущает, я благодарна своей маме, которая давала мне возможность по-разному себя проявлять и выражать. Когда я пришла в Клуб молодых мам, начала заниматься этим делом, я поняла, что это — моё.

Блогер, основатель руководитель «Клуба молодых мам» Ирина Акопян
Блогер, основатель руководитель «Клуба молодых мам» Ирина Акопян

Анна Шнайдер: Если говорить про выбор профессии с вами как с мамой. Насколько эта тема сейчас актуальна у вас в семье? Вы с мальчишками уже разговариваете про то, какие бывают профессии?

Ирина Акопян: Да, мы разговариваем, но стараемся сильно не акцентировать на этом внимание. Если старший сын затрагивает эту тему, то мы обязательно с ним говорим на эту тему. Буквально две недели назад он заявил, что хочет стать видеоблогером. Я ему сделала аккаунт, он выложил туда видео, как он рассказывает стих. Это было так приятно. Если говорить в серьёзном ключе, то мы заметили, что он любит робототехнику. Если в дальнейшем ему ещё это больше понравится, то мы будем рады. Если он поймёт, что робототехника — не его, то мы настаивать не будем.

Анна Шнайдер: Мы, изучая нашу аудиторию, проводим много социологических исследований. Одна из характеристик наших детей — это смешение разных социальных ролей, в том числе и на уровне профессии. Вас это не смущает?

Ирина Акопян: Мы с супругом отучились, получили дипломы и пошли работать, а уже дальше мы начали искать себя. В предложенном вами формате меня очень устраивает: дети не будут зацикливаться на одном, а, наоборот, будут изучать что-то новое с разных сторон. Я считаю, что не надо бояться, надо искать себя и учиться. В любом случае, дополнительные знания никогда лишними не будут.

Анна Шнайдер: Вопрос мой в том, насколько для вас важен престиж профессии, которую выберет ваш ребёнок?

Ирина Акопян: В нашей семье на этом очень помешан супруг. Он у нас золотой медалист, окончил МГТУ имени Баумана, добился всего сам. Конечно же, он в детях хочет это тоже видеть, но они у нас абсолютно разные. По характеру младшего видно, что он выберет профессию, пойдёт по этому пути, достигнет чего-то. А старший уже и шахматы попробовал, и рисование, и английский, и актёрское мастерство. Он в поиске, и я не хочу его загонять в рамки.

Анна Шнайдер: Ира, я хочу пригласить присоединиться к разговору наших чудесных экспертов. Наталья Юдина — руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство». Кирилл Кузнецов — руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии».

Уважаемые эксперты, с какого возраста нужно задумываться о профориентации? Можно ли говорить о профориентации ребёнка, если ему только три года?

Наталья Юдина: Если мы говорим о профориентации как о выборе профессии, то я бы рекомендовала концентрироваться на этом после девятого класса. Это разумно и очень вовремя. Если мы говорим о знакомстве с профессиями, о расширении кругозора ребёнка, то, конечно, это можно начинать с пелёнок, с того, что доступно ребёнку по возрасту, постепенно усложняя информацию.

Анна Шнайдер: То есть дошкольники и школьники младших классов должны знакомиться с разнообразием профессий?

Наталья Юдина: Если мы делим это на этапы, то обычно за основу мы берём школьный возраст. Малыши и младшие школьники — это знакомство, изучение всего, что бывает на свете. Для школьников средних классов — это период расширения информационного кругозора. А начиная с девятого класса, можно уже добавлять более сложную информацию, ездить на взрослые экскурсии, на какие-то отраслевые выставки.

Анна Шнайдер: Кирилл, есть какая-то возрастная особенность?

Руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов

Кирилл Кузнецов: Для детей дошкольного возраста основная деятельность — игровая. Причём ближе к школе это уже сюжетно-ролевая игра, то есть они проигрывают какие-то роли, в том числе профессиональные. Вторая часть — это выявление особенностей работы головного мозга ребёнка, то есть пространственная память, мышление. Я согласен с коллегой в том, что осознанный выбор профессии происходит именно в подростковом возрасте. У ребёнка начинается осознание и понимание себя. А до этого — подготовка к этому этапу. В начальной школе есть некоторая вариативность выбора дополнительных занятий. Мой опыт говорит о том, что мы часто стараемся выбрать за ребёнка. Поэтому мы специально разработали методику, которая знакомит с профессиями. Интересно с психолого-педагогической стороны дать ребёнку самому возможность выбрать. Мы понимаем, что в этом возрасте ребёнок совершает выбор безответственно, но это нужно начинать делать. В начальной школе можно начинать готовить, а средней школе — это выбор профиля, а с восьмого по одиннадцатый класс уже нужно выбирать профессию.

Анна Шнайдер: А окончательный выбор профессии — это тесты?

Кирилл Кузнецов: Мы занимаемся разработкой тестов. К сожалению, до сих пор иногда используют устаревшие тесты, потому что его создание — это достаточно длительная и сложная процедура.

Наталья Юдина: Мы тесты используем как дополнительный инструмент. Стараемся уходить от психологической составляющей в область профориентации, потому что это разные вещи. Если мы говорим о тесте как о самостоятельном инструменте, то, конечно, предыдущие наработки уже устарели и с точки зрения вопросов, и с точки зрения результатов. Для тестирования ребёнка я беру два варианта теста — и в 70% случаев я вижу полярные результаты. Поэтому я используют эти тесты для того, чтобы поговорить с ребёнком о его результате. Мы даём возможность ребёнку самому интерпретировать свои тесты.

Анна Шнайдер: Ира, а вы ходите со своими детьми в детские города профессий?

Ирина Акопян: Мы ходили, но ему не понравилось. У него остался такой неприятный осадок, что до сих пор про это вспоминает. Я думаю, что мы через какое-то время снова туда сходим.

Анна Шнайдер: А толк есть, как вы считаете?

Руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство» Наталья Юдина
Руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство» Наталья Юдина

Наталья Юдина: Если мы говорим про дошкольников и младших школьников, у которых очень большая склонность к игровой деятельности, к познавательному интересу, то это здорово. Но городки не имеют отношение к профориентации. Скорее, это содержательный отдых.

Кирилл Кузнецов: Это очень хороший проект. Всем рекомендую туда ходить вместе с родителями, классом, но называть его профориентацией не совсем точно.

Анна Шнайдер: Скажите, пожалуйста, какими мотивами сегодня пользуются подростки при выборе профессии?

Наталья Юдина: Это один из огромных критериев, очень важных, когда мы уже с ребёнком в подростковом сознательном возрасте говорим о профориентации. Мы, конечно, опираемся на его интерес, на способности, на мотивацию. Я сталкиваюсь с детьми, у которых мотивация очень разная, она зависит от характера ребёнка, его семьи. Но я вижу то, что чаще всего у них эта мотивация присутствует, то есть они могут сформулировать, чего хотят, если не в профессии, то в жизни добиться.

Анна Шнайдер: Кирилл, а вы какие мотивы сегодня замечаете?

Кирилл Кузнецов: Дети находятся в некотором поиске, и они из общества достают ожидания. Понятно, что сейчас принято быть успешным с какими-то внешними атрибутами успеха. То есть желают, чтобы был бизнес или много денег. Профориентация может стать полноценной, когда будут выявлены истинные ценности ребёнка, к чему он стремится, к какому конечному образу. Это очень интересная и длительная работа.

Анна Шнайдер: Ирина, почему вы пошли учиться на юриста? Я знаю, что в то время эта профессия была очень модной.

Ирина Акопян: Да, это было поколение юристов и экономистов. Я вынуждена была идти учиться, потому что я была без российского гражданства. Ещё выбор вузов был очень мал, тогда мы жили в маленьком подмосковном городе. Я не жалею о выборе, кстати. Мне кажется, что юридическая профессия помогает мне по жизни, поэтому я абсолютно не жалею.

Анна Шнайдер: Скажите, пожалуйста, какие профессии сейчас пользуются спросом?

Гости студии «О! Дети»
Гости студии «О! Дети»

Кирилл Кузнецов: Очень интересный вопрос. Нужно понимать, что в регионах есть разные интересы. Например, если в Москве полицейским никто не хочет быть, то в других регионах ребята хотят работать в этой профессии, и вообще военные специальности там очень популярны, потому что они кажутся надёжными. Сейчас эпоха неопределённости: очень быстро появляются новые профессии, старые уходят. Профессия программиста расслоилась на множество узких. Однако профессией учителя, как и раньше интересовались, так и сейчас интересуются. Рабочие специальности сейчас не выбирают, к сожалению. Поэтому проект WorldSkills хорош тем, что в нём ребятам дают возможность попробовать какую-то рабочую специальность.

Наталья Юдина: Мы видим, как волнами меняются профессии и запросы работодателей. Сейчас тенденция есть в том, что отрасли «миксуются» между собой, перемешиваются, и у многих новообразований даже ещё нет названий. Поэтому теперь очень не рекомендуется концентрироваться на какой-то одной узкой профессиональной области. Хорошо бы иметь широкий кругозор в рамках своей профессиональной сферы и владеть кросс-отраслевыми навыками. Естественно, всё, что связано с технологиями. Сейчас такие профессии, как врач и учитель, являются одними из перспективных. Почему? Потому что в меняющемся мире это практически единственные области, в которых можно запланировать свою карьеру.

Анна Шнайдер: Наше время заканчивается, я хочу вас попросить дать советы родителям.

Кирилл Кузнецов: Первое — нужно не бояться отпустить ребёнка в этот нестабильный мир, а второе — нужно поддерживать ребёнка, но оставлять решение за ним.

Ирина Акопян: Я абсолютно с вами согласна и добавлю то, что родители должны уметь приглушать свои амбиции, иногда мы этим вредим.

Наталья Юдина: У меня два главных совета. Первый — не проецировать свои прошлые стереотипы и стандарты на выбор будущей профессии и карьеры ребёнка. И второе — планировать, начиная от общего к частному. Важно ответить на вопросы: что я хочу реализовать? Где я хочу это реализовать? Каким образом я могу это реализовать? Что у меня хорошо получается? Что происходит на рынке труда? И нужно спланировать основное и дополнительное образование, не бояться разных форм.

Анна Шнайдер: Спасибо огромное вам за эту беседу. Наталия Юдина — руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство». Ирина Акопян — блогер, основатель «Клуба молодых мам», и Кирилл Кузнецов — руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии».
Это была программа «О! Дети», встретимся ровно через две недели. Тема нашей следующей программы: «Дети и интернет». Не пропустите! Увидимся!

Читайте также:

«Жертвами травли становятся чувствительные дети». Гости программы «О! Дети» рассказали, как правильно бороться с буллингом в школе

6 случайных открытий, которые изменили мир

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом

Как помочь ребёнку побороть неуверенность в себе?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти