«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

Личный опыт: мой ребенок в 5 лет говорит на восьми языках



«О!» часто рассказывает своим читателям о талантливых детях, ребятах с оригинальными хобби и необычными способностями, но такой феноменальной истории в нашей практике еще не было! Дочке Юлии Девяткиной, Белле, всего 5 лет, а она уже владеет восемью языками! Не верите? Слово маме юного полиглота.

Юлия Девяткина
Юлия Девяткина

Английский

Я узнала о таком явлении, как искусственный билингвизм, еще в студенческие годы, задолго до рождения дочки. Однажды на лекции наша преподавательница французского рассказала нам о том, как она с рождения обучала своего сына французскому, и показала видео, на котором семилетний мальчик свободно изъяснялся на двух языках. Это было так впечатляюще, что я решила, что когда-нибудь обязательно использую этот метод обучения со своим ребенком. Прошло более десяти лет, родилась Белла, и с первых же дней ее жизни я стала разговаривать с ней на двух языках. Начало было положено уже в палате роддома. На тот момент не было мыслей о большом количестве языков, у меня было только желание, чтобы мой ребенок владел английским языком так же свободно, как и русским.

Французский

К году стало очевидно, что Белла одинаково хорошо воспринимает речь на двух языках (русском и английском). Так как я немного говорю по-французски, то я решила попробовать постепенно вводить третий язык в нашу повседневную жизнь, и я была поражена, с каким интересом и радостью Белла его встретила. Каждый раз, когда я начинала разговаривать с Беллой по-французски, она визжала от радости и весело прыгала в своей кроватке. Вероятно, ей нравилась мелодичность этого языка, а может быть, просто было интересно что-то новое. До двух лет я занималась французским с Беллой сама, потом стало очевидно, что она способна на большее, а моих знаний уже не хватает, поэтому я решила обратиться к помощи преподавателя-носителя языка. Так в два года у нас появился первый учитель, который приходил два раза в неделю на полтора часа.

Китайский

На тот момент мы не планировали больше добавлять никаких языков, но шло время, к двум с половиной годам у Беллы сформировалась уверенная речь на трех языках (русском, английском, французском). Я много читала об искусственном билингвизме и многоязычии и успела узнать о всех преимуществах раннего изучения языков. Ведь раннее многоязычие — это не только возможность изъясняться на разных языках, это еще и очень мощная стимуляция мозговой деятельности на фоне роста клеток головного мозга. Изучение нескольких языков в раннем возрасте — это один из самых естественных способов формирования мощного интеллекта, который создает базу для дальнейшего успешного обучения ребенка практически в любых сферах. Особенно ярко этот эффект проявляется у тех детей, которые одновременно изучают языки из разных языковых групп. Учитывая все это, в 2 года и 7 месяцев мы решили добавить Белле новый язык из совершенно другой языковой группы, и выбор пал на китайский. Белла стала заниматься с носителем китайского три раза в неделю по полтора часа, и уже через полгода могла свободно разговаривать по-китайски. Хочу отметить, что появление нового языка Белла снова встретила с радостью. Ее интересы сразу сместились в сторону китайского. В тот период она хотела смотреть только китайские мультфильмы, слушать китайские песни, читать китайские книжки и даже со мной пробовала разговаривать по-китайски.

Испанский, немецкий и арабский

После успеха с китайским стало очевидно, что у ребенка явная склонность к языкам, поэтому мы решили поддержать ее интерес, и в период с 3 лет до 3 лет 4 месяцев добавили еще три языка (испанский, немецкий, арабский). Испанский и немецкий были выбраны как самые распространенные языки, а арабский — как язык, принципиально отличающийся от других. Освоение каждого нового языка происходило все более и более эффективно. Белла уже как будто узнала какой-то секрет быстрого изучения языка, использовала какой-то заранее заложенный в ней алгоритм. Так, например, дочь начала разговаривать по-испански через две недели после начала его изучения.

Итальянский

В четыре года Белла уговорила меня добавить еще итальянский язык. Она заинтересовалась им, когда однажды встретила на площадке детей, которые разговаривали по-итальянски, и Белле стало обидно, что она не может понимать их. Дочь стала строить простые предложения на итальянском после первого же просмотра специального обучающего детского видео. И до сих пор этот язык остается одним из самых любимых.

Вообще Белла с одинаковым интересом относится ко всем языкам, но большое значение в расстановке приоритетов играет личность преподавателя, который занимается с ней в тот или иной период времени. Например, недавно у Беллы появилась новая учительница арабского, с которой у нее сложился очень хороший психологический контакт, поэтому арабский язык сразу перешел в разряд любимых. Занятия китайским у Беллы всегда проходят очень весело, поэтому и успехи в этом языке за последний год очень ощутимые. Очень часто Белла даже сама с собой играет по-китайски.

Методика изучения языков

Белла изучает языки методом погружения: то есть преподаватели общаются с ней на своем языке, при этом не используя перевод на русский. Такой способ изучения языков также называют методом гувернера, который широко применялся в 18 веке в дворянских семьях, когда ребенку с самых ранних лет нанимали двух-трех гувернеров-носителей, обычно французского, немецкого и английского языков. Таким образом, в дворянской среде раннее многоязычие было достаточно распространенным явлением, то есть метод, который мы используем с Беллой, — это не что-то новое, а скорее хорошо забытое старое.

Языковые занятия Беллы подразумевают общение на разных языках в обычных повседневных ситуациях (игры, прогулки, купание, совместное творчество, чтение книг и т. п.). После четырех с половиной лет мы начали все больше совмещать языковые занятия с другими видами деятельности, при этом отталкиваясь от интересов ребенка. Например, Белла очень любит готовить, поэтому раз в неделю я организовываю для нее занятие кулинарией с настоящим поваром из Франции. Белла также увлекается рисованием, поэтому у нее есть регулярные занятия рисованием на немецком языке. Дочь учится кататься на роликах с носителем испанского языка, а еще у нее есть занятия музыкой на китайском. Занятия языками для Беллы в удовольствие, очень часто после занятия с преподавателем Белла прибегает ко мне с просьбой позаниматься немного подольше. Обычно Белла встречает своих учителей радостными криками «Ура!», а провожает с неохотой.

Как родители мы осознаем, что дочке необходимо общение со сверстниками, поэтому несколько раз в неделю мы проводим для нее совместные занятия языками с детьми ее возраста у себя дома. По выходным Белла посещает разговорные клубы английского и китайского, где общается со своими сверстниками, которые свободно говорят на этих языках.

Советы родителям

Прежде всего я хотела бы сказать, что не каждому ребенку необходимо становиться полиглотом. Кому-то интересны языки, кому-то математика, кому-то робототехника, важно прислушиваться к желаниям малыша и культивировать его сильные стороны. Однако каждый ребенок легко может освоить два-три языка, если следовать определенным правилам:

  1. Залог успеха — это раннее начало. Идеальный вариант — ребенок должен слышать иностранную речь с рождения, причем важно уделять время языкам в равных пропорциях, примерно одинаковое количество часов в неделю для каждого языка.

  2. Создание положительного настроя на изучение языка. Для этого желательно совмещать общение на языке с самыми приятными и интересными занятиями для ребенка (купание, кормление, игры с игрушками, прогулка и пр). В более старшем возрасте — походы в зоопарки, аквапарки и парки аттракционов вместе с учителем.

  3. Язык должен проникать во все сферы жизни ребенка, ведь многоязычие — это не просто уроки, а образ жизни. Важно подбирать интересные и полезные видео на разных языках, собирать многоязычную домашнюю библиотеку, а также формировать соответствующий круг общения из детей билингвов и мультилингвов.

  4. Очень большое значение имеет личность преподавателя, который будет заниматься с малышом. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в компании учителя, чтобы занятия проходили не только познавательно, но и весело.

  5. Если у вас нет возможности оплачивать услуги репетитора и вы сами не владеете иностранным языком, всегда есть выход. Вы можете начать изучать язык вместе с малышом. Я знаю нескольких мам, которые за время декрета смогли не только вырастить ребенка билингвом, но и сами научились неплохо говорить по-английски.

Планы на будущее

Мы не планируем в ближайшем будущем начинать изучение новых языков. Я не исключаю, что когда-нибудь Белле захочется освоить еще какой-нибудь язык, и если она попросит, я помогу ей в этом. На самом деле, я считаю, что восемь языков — это и так слишком много, но я вижу искренний интерес ребенка к тому, чем она занимается, и считаю нужным поддерживать ее в этом. Я убеждена, что ребенок (и любой человек) должен заниматься тем, к чему лежит душа, даже если интересы ребенка отличаются от общепринятых. За прошедшие полтора года мы с Беллой снялись в телевизионных шоу во многих странах мира. Мы побывали в Китае, Вьетнаме, Австралии, Канаде, Америке, Италии, Германии, Голландии. На съемках мы имели возможность познакомиться с талантливыми детьми из разных стран мира. Некоторые из них обладают очень незаурядными интересами для своего возраста. Кто-то знает все о динозаврах, кто-то об акулах, кто-то показывает трюки с йо-йо, кто-то увлекается насекомыми, а кто-то развивает в себе талант чревовещателя. И это счастливые дети, потому что родители поддерживают их в стремлении заниматься любимым делом. И я убеждена, что человек может добиться успехов только в том, что он искренне любит делать.

Читайте также:

Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

Личный опыт: мой сын занимается спидкубингом

Музыка как методика развития ребенка

Фото: Marta Ortiz/Shutterstock.com, личный архив

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти