Чем заняться с детьми дома, чтобы не маялись от скуки (особенно если кружки, музеи и театры закрыты)? Вариант «ну поиграй во что-нибудь» обычно не очень-то работает. Надо придумать что-то интересное, причём задействовать всю семью, тогда и дети обязательно втянутся. Своими идеями делится блогер Юлия Четина, мама Пети, Ульяны и Маруси.
Настольная игра своими руками
Самодельная настольная игра — настоящая забава для всей нашей семьи. В неё интересно играть, но ещё интереснее — вместе придумывать и делать. Мы с детьми берём лист А3, маркеры или фломастеры, придумываем тему для игры или рисуем что-то общее — лабиринт, разбитый на клеточки (чем замысловатее, тем лучше).
Подрисовываем задания и преграды, сочинять можно и на ходу: например, озеро, по которому на лодке плывешь на 3 хода вперёд, или яму, в которую проваливаешься на 5 ходов назад, кнопка «поменяйся фишками с соседом», задания типа «расскажи скороговорку, придумай рифму, хрюкай до следующего хода
Кубик можно использовать от любой другой игры или самодельный, вместо фишек — любые маленькие игрушки.
Театр открывается
Начало нашему театру положила учительница младшей дочери, когда мы все начали учиться дистанционно в апреле — «По желанию инсценировать «Теремок». Мне в голову пришла идея театра теней, дети включились, и мы сделали наш первый спектакль.
Дети распределили роли, вырезали фигурки, начали импровизировать… Мы придумали название нашему театру — «Пингвин и Единороги», записали спектакль на видео и выложили на Youtube. И решили не останавливаться. За время существования нашего театра, точнее, за время карантина, мы поставили 11 спектаклей.
Рецепт прост: нужен вечер, чтоб было достаточно темно, простыня (вспомним дружно «Человек с Бульвара Капуцинов»), настольная лампа или фонарь, бумага и палочки для шашлычков.
- Вместе с детьми выбираем книжку (стихи или сказку), которую хотим поставить — короткую, с понятным сюжетом: самый длинный наш спектакль длится 15 минут.
- Выбираем, кто будет читать за автора, а кто будет работать артистом.
- Начинаем читать текст и выписывать действующие лица, придумываем оформление.
- Распределяем роли. Распределение простое: я — оператор и режиссер, смотрю со стороны и вношу коррективы, муж отвечает за звук, один ребёнок читает текст и двое распределяют между собой роли. Если муж занят — за звук отвечает автор.
Дальше — подготовка, ищем нужные фигуры в интернете или рисуем сами. Тут не нужно быть художником, важен образ, общее очертание.
Дочки рисуют афишу: это важно!
Фигуры вырезаем и прикрепляем к ним палочки для шашлычка. Стационарные фигуры устанавливаем на пластилин — удобно, быстро и хватает надолго.
Несколько репетиций и спектакль готов! Выходим в прямой эфир (это, конечно, не обязательно, но в наше время тик-тока, ютьюба и блогеров наши дети заточены на получение лайков, следят за этим и переживают). После премьеры — праздничное чаепитие, это обязательно. Наша бабушка пошла дальше — она перечисляет артистам зарплату после каждого спектакля.
От театра сплошная польза — во-первых, дети вспоминают о книгах, выбирают, читают. Дальше — развиваем креативность, работаем над выразительным чтением. Плюс — учимся работать в команде. Ну и, конечно, память — мечтаю, что через 10 и 20 лет мы вместе будем пересматривать эти спектакли с огромным удовольствием.
Квест на день рождения
В нашей семье квест стал традицией на день рождения. Каждому ребёнку (а теперь уже и родителю) на день рождения с утра будь добр приготовь квест по дому. Я не профессионал в этом, но с годами приходит опыт, плюс, конечно, я выискиваю всякую информацию, оставляю закладки…
Заранее я покупаю бумагу, скотч, небольшие подарки. Стараюсь сделать квест тематическим, но тут я не профессионал (к своему стыду, я не читала Гарри Поттера, например).
Так что берем самый простой вариант — набор карт с заданиями, которые расложены/развешены по квартире, таких, чтобы дети выполнили эти задания сами. Готовимся всей семьей в ночь перед днем рождения, вечером загоняем именинника в комнату, закрываем дверь. Потом ночью мы с мужем развешиваем бумажки по дому.
- Берем простые листы для принтера, можно подготовиться и купить крафт или листы с принтом.
- Начало — поздравление: лист, который висит на самом видном месте, так, чтобы ребёнок увидел ее сразу, как проснулся. А дальше — ванная, туалет, морозилка, балкон, кладовка — используем все способы.
- Задания простые, но иногда поступаем довольно эгоистично: включаем задания типа «Завари чай» или «накрой на стол», или, например, «прочитай сказку» — дети заняты (они же делают задания вместе), родители могут поспать лишние полчаса.
Каждый раз подготовка усложняется, сначала, например, это были просто задания на бумажках, потом — задания шифровали в виде ребусов или пазлов, дальше — стали использовать шифры (шифр Цезаря, например), и апогей на сегодняшний день — интерактив.
Родился последний квест случайно, когда старший сын, засыпая уже в первом часу ночи, сквозь сон прошептал «мне бы хотелось квест по супергероям»… Часа в три ночи меня осенило, мы с мужем нашли супергеройские маски, записали видео, залили их на ютьюб и развесили по дому штрих-коды со ссылками на эти видео. Это был успех, начиная с того, какое мы сами с мужем получили удовольствие от того, что полночи кривлялись в масках.
Недавно повторили квест для друзей на Хэллоуин. Вообще, домашний квест — отличная идея на день рождения, праздник или просто на десятый день карантина, например. Всем польза — если придумать задания, выполнение которых требуют времени (выучи стихи или разложи вещи в шкафу) — можно выгадать несколько часов свободного времени!
Развивающие карточки
В сентябре я в компании с единомышленниками придумала СмартУсы — карточки с интересными заданиями для детей.
От них сплошная польза. Задания выполнить довольно легко, минута — десять на каждое (хотя, если ребёнок увлечётся сам или родители начнут развивать тему, можно выполнять задания весь день). На каждые шесть заданий — подарок. Это для мотивации, не все же дети настолько сознательны, некоторым нужна цель — конфета, например, или накопить на Лего.
В каждом комплекте карт — 30 заданий (это на 30 дней). Задания разделены на три категории:
- «Подумай» — это развитие эмоционального интеллекта (например, «Кто самый добрый человек из тех, которых ты знаешь?). Такие задания дают возможность ребёнку подумать над своими чувствами, проследить эмоции, кроме того, это прекрасная возможность завести долгий и интересный разговор со взрослыми,
- «Сделай» — это развитие креативности («Нарисуй животное, состоящее только из квадратов).Это также можно растянуть надолго, развив тему и предложив перейти на треугольники или открыть энциклопедию с животными, например,
- «Найди» — развитие любознательности («Найди самое большое озеро на карте»): эти задания заставляют открыть энциклопедию или пойти за помощью к Гуглу, но могут привести к новым открытиям.
В общем, кругом польза и опять же, возможность весело провести время вместе, либо получить несколько минут свободного времени.
Ведём летний (осенний, зимний) дневник
Идея дневника не нова, все мы когда-то вели дневник, я помню ещё анкеты, которые в школе ходили по рукам и заполнялись подружками.
Цель дневника — занять детей, развить фантазию, весело провести время и оставить на память приятные моменты.
Идея нашего дневника — заполнить каждый день лета, осени или зимы какими-то впечатлениями (а можно каникулы, целый год или неделю путешествия). Каждый день должен быть занесен в дневник в виде яркого события — это или рисунок, или запись, приклеенный билет в театр или аппликация. А дальше все зависит от вашей фантазии.
Можно делать конвертики на страничке, куда складывать находки за день (листики, билетики, фотографии…), можно сделать поп-ап странички с объемными картинками (как вы ходили в лес, например), можно делать интерактивные странички — такие, где можно вставлять и перемещать из кармашка в кармашек что-то, можно делать коллаж. А можно распечатать и приклеить фото — идей много, а всё, что нужно — скетчбук или альбом, карандаши, маркеры, клей и ножницы!
Адвент-календарь: скоро Новый год!
Все любят Новый год, ожидание чуда, а дети особенно. И чтобы не было вечных вопросов «ну когда же Новый год», люди придумали адвент-календарь.
Смысл адвента — дети отсчитывают дни до праздника, каждое утро открывая новую ячейку календаря. Обычно в каждой есть задание от Деда Мороза, за которое можно получить приз. Вариантов оформления массы, вот несколько примеров:
- два носка, в одном — задания, в другом — призы (конфетки, мелочи.)
- доска с прикреплёнными к ней коробочками или конвертиками: в каждом — задание или просто подарочек
- карточки, развешенные на прищепках на веревке или мешочки, развешенные на палке, украшеной гирляндой.
Задания могут быть какими угодно: творческие и кулинарные, загадки, смешные вопросы. Дети берутся за них с азартом!
Читайте также:
Давай поиграем? 15 идей для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Творчество против стресса. Идеи занятий с детьми от арт-терапевта
Чем заняться на каникулах? 25 идей для всех!
Фото: @yuliachetina