Какие навыки должны быть развиты у ребенка к первому классу? Какое место отводится среди них чтению? Секретами формирования и развития этого важнейшего навыка делится Марина Колосова, ведущий методист Центра начального образования издательства «Просвещение».
Научить ребенка быстро и правильно читать к первому классу — цель каждого родителя. Хочется, чтобы на этом новом этапе своей жизни он чувствовал себя уверенно, был конкурентоспособным и успешным среди одноклассников. Сегодня многие родители стараются развить и подготовить своих детей заранее, совершенствуя скорость чтения еще до поступления в первый класс, хотя обучение основам чтения и письма традиционно было одной из главных целей начальной школы. Насколько оправдан такой подход?
На самом деле сегодня нет таких требований к умению читать и писать, без выполнения которых ребенок не мог бы пойти в первый класс. Есть две параллельные линии: первая — со стороны родителей: им бы хотелось, чтобы их дети приходили в школу подготовленными, становились там успешными. С другой стороны, нет ни экзаменов, ни требований к знаниям, без которых ребенок не поступит в первый класс. Он не обязан уметь писать и читать, единственное, что он должен — это быть эмоционально и социально готовым к первому классу, готовым участвовать, взаимодействовать, слушать учителя. А читать и писать его, как и в нашем детстве, научат в школе.
Более того, учителя в начальных классах часто сталкиваются с тем, что до школы ребенок научился читать неправильно, и его приходится переучивать. На сегодняшний день ситуация, когда весь первый класс в полном составе умел бы читать сразу, в первый же день, практически невозможна. Однако никто не запрещает родителям отдавать детей в развивающие кружки и учить чему-то заранее, как и отдавать в профильные школы. Но даже там от ребенка вряд ли потребуют невозможного, поэтому и родителям, решившим заняться ранним развитием, не надо торопить детей и ждать, что они научится всему и сразу.
На что же родителям стоит обратить внимание в первую очередь?
Не забывайте, что качество важнее количества
В наши дни диагностика техники чтения вовсе не обязательна. Никто не будет винить вас за то, что ваш ребенок прочитал 49 слов в минуту, а не 50. Сейчас и во ФГОСах, и в рекомендациях для педагогов и родителей прописано, что надо не повышать скорость, а читать правильно, внимательно. Тогда вы будете развивать не предметный навык (быстро читать), а необходимые для этого психические процессы. Если фокус сместился со скорости чтения, это не значит, что она не особо важна. Просто не нужно гнаться только за ней, и со временем это качество будет улучшаться само.
Развивайте память и внимание
Чтобы обучение чтению шло легче, нужно тренировать память и внимание ребенка, расширять квадрат, который охватывает ребенок одним глазом, спрашивать, что он только что прочитал, без перечитывания. Это поможет научиться концентрироваться на буквах, словах и предложениях. Полезны будут и упражнения с игрой, где нужно узнавать контуры букв, охватывать полностью слово при чтении. Можно предложить ребенку разные игры на составление слов из частей.
Не торопите ребенка и не завышайте ожиданий
Иногда родители чересчур торопят ребенка, вспоминая, что они или дети вашей соседки умели и могли в его возрасте. Стремясь соответствовать завышенным ожиданиям (возможно, и надуманным им самим), ребенок будет стараться читать быстрее, чем позволяют его способности. Это приводит к ошибкам: он может проглатывать окончания или выдумывать вторую половину слова, стараясь угадать. Не заставляйте ребенка притворяться, что он умеет читать быстрее всех. Объясните ему, что лучше двигаться по строке чуть медленнее, но внимательнее. Предложите ему игру, где нужно подобрать словам правильные окончания, покажите одно и то же слово в разных числах и падежах и спросите, чем эти варианты отличаются.
Обращайте внимание на смысл прочитанного
Если ребенок делает ошибки или читает быстро, но не запоминает, о чем был текст, почаще обсуждайте с ним содержание и значение фраз и текстов. Возможно, вы дали ему слишком сложный материал. Почаще интересуйтесь, все ли слова ему понятны, воспринимает ли он их целиком, схватывает ли смысл предложения. Расширяйте его словарный запас, предлагайте подбирать к словам синонимы и антонимы, подходящие к существительным прилагательные. Придумывайте с ребенком ряды слов, отличающихся на одну букву (например, столб-стол-стон-слон-склон), покажите однокоренные слова и спросите, чем они похожи и непохожи по смыслу. Предложите ребенку текст, в котором нужно отыскать ответ на какой-то вопрос, как делается в тестах по иностранным языкам.
Поработайте над грамматикой
Для улучшения понимания текстов также бывает полезно поиграть в грамматические конструкции. И для этого вовсе не обязательно объяснять концепции «подлежащее» или «обстоятельство». Но от понимания, что произошло и о чем говорится в тексте, можно перейти к обсуждению вопросов, кто и что сделал в этом предложении. Можно поиграть в игру, построив здание из кирпичиков. Для этого используйте кирпичики «кто» или «что», «что сделал». Например, кошка съела колбасу. Добавьте определений, обстоятельств, пусть ребенок построит из них предложение посложнее: «Вчера наша кошка съела вкусную колбасу» или «мягкое масло». Поиграйте в составление предложений из разрозненных слов, согласуйте их между собой, поставив в нужную форму.
Родителям не стоит переживать, если ребенок пока читает медленно, лучше обратить внимание на развитие его психических навыков — внимания, памяти, узнавания символов и перевода символов в смыслы. На первый взгляд, все это не связано с чтением, но чтение — сложный психический процесс, поэтому все это влияет на развитие его скорости. Обучение чтению и письму — долгий процесс, и это нормально. Помните, что никто не научился читать за мгновенье, как по волшебству, даже вы, когда были детьми.
Читайте другие статьи центра начального образования «Просвещения»
8 плюсов учебной программы «Перспектива»
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
Фото: Marcos Mesa Sam Wordley/seamind224/Shutterstock.com